Форма 70-х - 80-х, просуществовавшая до первой половины 90-х

В ателье шили: костюм, состоящий из кителя и брюк темно-синего (иногда - почти черного) цвета со знаками различия согласно занимаемой должности. Остальное - фуражка, погоны, рубашка, галстук - приобреталось за свои деньги, тем не менее, были обязательны. На линиях, имеющих открытые участки, машинист имел право заказать в ателье шинель для ношения в зимнее время.

Летом допускалось носшение рубашки с короткими рукавами без галстука. Также разрешалось в жаркое время носить брюки светлых тонов, которые приобретались самостоятельно. Фуражка была необходима и летом, и зимой.

Многие машинисты, пользуясь схожестью такой формы со школьной, покупали школьную и дополняли ее необходимой фурнитурой. Рубашки "милицейского" покроя приобретались по дешевке у милиционеров по знакомству, благо им доставались совершенно бесплатно.

Нарукавный шеврон состоял из двух частей. Внизу - поле для знаков различия, вверху - шестигранник, который мог бы сойти за гайку или шляпку болта. Такие шевроны в 1990 году, когда стал машинистом, я пришивал к кителю. Два раза отпарывал и все равно получилось криво. Звезды рвали изнутри куртку, а затем вообще отвалились. Больше самостроком я не занимался.

Погоны очень интересной формы - как в вооруженных силах Франции - сужающиеся и закругленные к концу. Количество звезд и лычек соответствовало должности. Зеленая лычка без звезд - помощник машиниста, одна желтая лычка с одной звездой - машинист без класса или машинист третьего класса, две звезды - машинист второго или первого класса, три - у инструктора. Увеличение числа лычек говорило о высоком статусе в деповском и Управском руководстве.

Петлица - с "техническим знаком" и одной "шпалой". Это соответствует машинисту без класса или третьего класса.

Предмет особой гордости - знак классности машиниста. В данном случае - третьего класса квалификации. Штука не то, чтобы редкая, но не особо распространенная.

Так называемая "птичка". На самом деле - нечто овальное с крыльями. Происхождение символа объяснить не удается. Скорости метрополитена (и железной дороги) не позволяют говорить о крылатости. Для монорельса сошло бы - ведь он парит в воздухе, но при чем тут колесо?

<<< Назад, к предисловию | Вперед, к форме наших дней >>>

Возврат на "Метро не с первого взгляда"