Метро не с первого взгляда [в начало]
Подвижной состав
Станции
Надписи и символы
Глобальное
Зеркало души
Культурный обмен
Сервисы
Пишите письма

ЧЕРНАЯ БЕЗДНА ТОННЕЛЯ

Манящие зеленые огоньки светофоров в загадочной темноте тоннеля скоро, наверное, отойдут в прошлое, как сотни девушек-контролеров, проверявших билетики на станциях метро, как линкрустовая внутренняя отделка вагонов и деревянные рамы окон... А "виной" тому - новая система автоматической регулировки скорости (АРС), на которую переходит все большее количество линий московского метро. Суть ее в том, что автоматика не допускает (во всяком случае, в теории) ситуаций, чреватых столкновением, путем полного контроля над скоростью составов на перегонах. Машинист каждого поезда может отслеживать обстановку при помощи специального табло, находящегося в кабине (такой принцип именуется автоматической локомотивной сигнализацией, АЛС).

В метрополитенах городов бывшего СССР система АРС введена фактически повсеместно. В московском же метро, самом старом на пространствах Союза, осталось еще две линии, не оснащенные АРС - Арбатско-Покровская и Филевская. Наладка АРС на Сокольнической линии завершена в День Конституции, 12 декабря 2000 года. В этот праздник, а также в течение предшествующего выходного дня, самая первая линия московского метро была закрыта для пассажиров. Теперь все поезда на Сокольнической ветке управляются машинистами в одно лицо. А вот в первые дни после ввода АРС на некоторых перегонах, например, "Спортивная" - "Университет", можно было наблюдать управление де-факто "в три лица" - в течение "переходного периода" бригады консультировались опытными машинистами-инструкторами.

На Сокольнической, Серпуховско-Тимирязевской и Люблинской линиях при обычном режиме работы светофоры, как входные и выходные (перед и после станций), так и проходные (на перегонах), не задействованы. Но необходимость в них отпадает не всегда - в частности, на Замоскворецкой, Кольцевой, Калужско-Рижской и некоторых других линиях, где система АРС внедрялась уже достаточно давно, последняя лишь дополняет привычную автоблокировку, но не отменяет ее. Однако даже на тех линиях, где АРС внедрялась взамен автоблокировки в последние годы, светофоры функционируют там, где имеется путевое развитие (маневровые), а также на парковых и деповских путях. Светофоры прочих видов (см. выше в данном абзаце) после реконструкции "морально устаревших" линий зажигают свои огни в ночное время, когда в метро проводятся ремонтные и профилактические работы и АРС отключается. Они могут действовать и днем, если по линии требуется перегнать поезд с отключенными АРС/АЛС.

Кстати, на станции метро "Курская"-радиальная, прямо на посадочной платформе, установлен совершенно изумительный маневровый светофор [фото] - ничего подобного не сыщешь на "прогрессивных" линиях...

К слову сказать, отношение машинистов к АРС очень неоднозначно. Чаще всего вмешательство в процесс ведения поезда расценивается как посягательство на право самостоятельно принимать необходимые решения. По мнению многих, выгода от АРС весьма сомнительна. Она не дает необходимой безопасности, а наоборот, снижает ее. На линиях с автоблокировкой, дополненной системой АРС, безопасность выше за счет двойного контроля. К тому же, психологически проще заранее приготовиться к возможному торможению, увидев загодя желтый светофор, чем постоянно ждать резкого торможения от автоматики.

Даже в пределах одного лишь московского метрополитена существует несколько разновидностей системы АРС, и чаще всего случается так, что поезда, оснащенные одним ее вариантом, оказываются непригодными для полноценной эксплуатации на линиях, где функционирует другой вариант системы. В случае передачи состава между двумя электродепо его приходится соответствующим образом адаптировать.

Предыдущий рассказ | Оглавление раздела | Следующий рассказ