Метро не с первого взгляда [в начало]
Подвижной состав
Станции
Надписи и символы
Глобальное
Зеркало души
Культурный обмен
Сервисы
Пишите письма

МОСКОВСКОЕ МЕТРО - ЛОДКА ДЕДА МАЗАЯ

В продолжение предыдущего рассказа: для того, чтобы зарекомендовать себя зайцем, пассажиру столичного метрополитена вовсе не обязательно прибегать к каким бы то ни было противоправным мерам. Все гораздо проще и прозаичнее.

Некто, пользуясь бесконтактной смарт-картой (БСК), запрограммированной в кассе на месяц без ограничения числа поездок, за 25 дней августа 2000 года совершил 1096 рейсов, в результате чего каждая поездка обошлась этому пассажиру всего в 18 копеек, а в день совершалось около 40 поездок. Факт, бесспорно, неординарный, и руководство метрополитена собиралось даже подать заявку о регистрации столь необычного события в Книге рекордов Гиннесса. Но суть не в этом - в придворной газете ГУМа "Метро", в номере 129 (606) от 8 сентября 2000 года, на 1-й полосе красуется заголовок, начертанный аршинными буквами: "Матерый "метрозаяц" прославил столичную подземку", а на 3-й странице под таким заголовком выходит заметка пресс-секретаря начальника московского метрополитена Константина Черкасского, посвященная этому самому рекорду. Резонный вопрос: почему "метрозаяц"? Пассажир путешествовал по подземке совершенно легально, и никто не в силах запретить ему проделывать таким образом хоть по сто поездок в день! Выходит дело, метрошное начальство считает всех, кто за один рейс платит менее 5 рублей, зайцами. Очень приятно.

БСК, тем не менее, прочно внедряется в жизнь столичной подземки. Сейчас смарт-картами активно снабжают пенсионеров и... работников метрополитена. Причем сотрудник подземки не может, пользуясь картой, пройти в родное подземелье более 10 раз в день. Кроме того, перерыв между двумя проходами должен составлять не менее 7 минут (это относится и к БСК для пассажиров). Можно вспомнить, что в восьмидесятых работники метро проходили через контроль по спецталонам, выдававшимся на год (так называемая форма "Метро"), а в девяностых - по служебным удостоверениям без какого то ни было учета числа поездок.

Как так получилось, что пассажиры - счастливые обладатели БСК (в их числе студенты московских вузов, пользующиеся возможностью льготного проезда) до сих пор могут ездить в метро в течение месяца (а также трех месяцев и даже целого года) без головной боли, - ума не приложу. Магнитные "месячные" проездные, например, с недавнего времени ограничены... 70 поездками. Это относится также к льготным проездным для школьников. Получается, что в день по такому билету можно совершить в среднем чуть более двух поездок - ежедневно из дома на работу и обратно, и лишь по большим праздникам еще куда-нибудь.

Если "взрослый" пассажир, интенсивно пользующийся подземкой, может выйти из положения, немного доплатив и приобретя БСК, то вот школьники... Представьте себе старшеклассника, каждый день мотающегося из дома в школу, затем обратно домой, потом к репетитору по математике, оттуда на курсы английского, и лишь под вечер возвращающегося в родные пенаты. А еще нужно заехать к друзьям, в какой-нибудь магазин, да мало ли еще куда! В итоге - не менее трех-четырех поездок в день, но двух льготных проездных на одни руки не дают! А стоимость БСК в четыре с лишним раза больше цены проездного. В итоге покупаются дополнительные карточки на 10, 20, 30 поездок, естественно, по полной цене.

К счастью, в начале 2001 года появились льготные БСК и для школьников. Новые карты строго персонифицированы - на каждую из них помещается фотография обладателя. На студенческих БСК ранних образцов места под фотографию не предусматривалось, но карты новых выпусков опять же предполагают наличие фото.

Что касается магнитнх карточек, рассчитанных на определенное число поездок, то каждый такой билетик имеет ограниченный срок действия. Скажем, карточка на 2 поездки действительна в течение 3 дней с момента первого прохода, билет на 60 поездок - в течение 30 дней. Но почему?! Я же заплатил метрополитену, скажем, за те же 60 поездок, внеся 100% предоплату, и дальше уже мое дело, как этим богатством распоряжаться. Может, я хочу в течение 5 лет ездить по одному разу в месяц, не заглядывая понапрасну в кассу.

Интересная надпись стала фигурировать на магнитных карточках примерно с середины 2000-го: "Просьба сохранять билет до конца поездки". К чему бы это? Вероятно, "первый звоночек" на пути к зональной оплате проезда.

...На стенах некоторых станций до сих пор висят автоматы для обмена 10-, 15- и 20-копеечных монет на "пятачки", бывшие некогда символом стабильности советского государства [фото]. А в некоторых других городах уже появились новые автоматы по продаже жетонов...

Предыдущий рассказ | Оглавление раздела | Следующий рассказ