Метро не с первого взгляда [в начало]
Подвижной состав
Станции
Надписи и символы
Глобальное
Зеркало души
Культурный обмен
Сервисы
Пишите письма

ДЫШИТЕ ПОЛНОЙ ГРУДЬЮ!

Ни один метровагон не является герметически закупоренным футляром - средства вентиляции обеспечивают приток свежего воздуха извне. Даже если речь не идет о наземных линиях метро, вентиляционное оборудование, устроенное в специально предназначенных для этого шахтах, сменяет воздух на подземных станциях и в тоннелях четыре раза за час.

Проветривание самых первых вагонов типа А осуществлялось посредством специальных вентиляционных форточек, размещенных на крыше, в так называемой фонарной ее части, в два параллельных ряда вдоль всего вагона. Но уже с номеров 30 (моторный вагон), 1027 и 1029 (прицепные вагоны) форточки были заменены раструбами в форме раковин, или, иначе, черпаками. Их было по 8 в каждом ряду, и они были направлены в разные стороны от середины вагона группами по четыре.

В классическом варианте, который в силе и по сей день, вентиляционные раструбы в противоположных рядах ориентированы встречно, то есть, при движении поезда через один ряд черпаков (всегда правый по ходу) воздух проникает в вагон, а через другой (всегда левый) - выходит наружу. Такая схема впервые появилась в вагонах типа Б. На новый лад перестраивались и вагоны А, проходившие капремонт. В таких вагонах было по 10 воздухозаборников с каждой стороны крыши. Вагоны Б с номерами, превосходившими 75 для моторных и 1075 для прицепных, оснащались раструбами увеличенных размеров.

В вагонах типов Г, Д, и Е (не включая разновидности) левый ряд со стороны кабины машиниста начинался "неправильным" черпаком, то есть, ориентированным противоположно по отношению к собратьям в своем ряду, да еще и меньшим по размеру. Справа был такой же точно раструб, но он по отношению к другим воздухозаборникам в своем ряду имел правильную ориентацию. Эта пара была предусмотрена, по видимому, для вентиляции кабины. Общее же количество раструбов в вагонах типа Г было равно 10 с каждой стороны, в Д - 12 (причем они распределялись по длине крыши неравномерно), и в Е - по 14, с учетом "выпавших из общего строя" воздухозаборников над кабиной. Во всех более поздних вагонах (Ем*, Еж*, 81-714/717 с разновидностями) число воздухозаборников, по странному стечению обстоятельств, стало равным 13 в каждом ряду.

В салонах вагонов в потолке предусмотрена продольная ниша, по бокам которой устроены вентиляционные решетки. Через них, собственно, и проникает в вагон воздух, забираемый раструбами. Еще в вагонах Ем* для отделки этих решеток использовалось дерево, но в последующих сериях сей благородный материал сменился заурядным алюминиевым сплавом. Между прочим, мытищинские и питерские вагоны серий 81-714/717 легко отличить друг от друга по фактуре подпотолочных решеток: в вагонах Егоровского завода каждая из них имеет 5 ребер, а вот все мытищинскиие "номерные" снабжались решетками о 6 ребрах.

На большей частью наземной Филевской линии московского метро на зиму вентиляционные решетки со стороны салонов заделывают картоном либо другим подручным материалом для задержки воздуха во избежание излишней продуваемости вагонов уличными ветрами. Также предусмотрена возможность закрытия черпаков с внешней стороны при помощи специальных металлических заслонок.

В вагонах серий 81-714/717 (за исключением небольшого количества самых ранних) впервые появилась принудительная вентиляция (правда, в подавляющем большинстве случаев, по крайней мере, в московской подземке, оная не функционирует). Воздухозаборные решетки принудительной вентиляции расположены на боковой обшивке вагонов [фото]. Внутрь вагонов воздух проникает через специально предусмотренные решетки в нижней части рам окон. Иногда в процессе ремонтов в вагонах типов Е* (исключая "классический" тип Е) вместо "родных" оконных рам за неимением достойной альтернативы устанавливают рамы от вагонов серий 81-714/717 с вентиляционными решетками. Ясно, что никакой принудительной вентиляцией ремонтируемые вагоны Е* не оснащаются - налицо чистейшей воды бутафория. Но зрелище, надо сказать, весьма специфическое.

Справедливости ради стоит отметить, что единственный вагон Е* с искусственной вентиляцией все же был выпущен. Им оказался Еж за номером 5270. Вентиляторы в данном вагоне располагались под пассажирскими сиденьями.

В вагонах поездов "Яуза" воздух поступает в салон через едва заметные щели в верхней части обшивки кузова [фото]. Эти вагоны оснащены непрерывно действующей принудительной вентиляцией - в потолке вместо привычных решеток установлены вентиляционные установки в виде тарелок [фото], от которых исходит ощутимый шум вентиляторных электродвигателей. Аналогичная система была использована и в вагонах 81-718/719, но вентиляционные раструбы на крыше там сохранились. Принудительная вентиляция непрерывно функционирует и в вагонах питерского поезда 81-540.1/541.1.

Еще один путь, каким воздух может поступать в вагон - форточки окон. Они есть во всех ныне эксплуатирующихся вагонах, кроме "Яузы". Но это относится уже к тематике статьи "Мозаика окон, дверей и фонарей".

Предыдущий рассказ | Оглавление раздела | Следующий рассказ