Метро не с первого взгляда [в начало]
Подвижной состав
Станции
Надписи и символы
Глобальное
Зеркало души
Культурный обмен
Сервисы
Пишите письма

БУЙСТВО КРАСОК "ГОЛУБЫХ ЭКСПРЕССОВ"

Вот уж не знаю, кому пришло в голову называть поезда метро "голубыми экспрессами" - ведь так окрашены очень немногие вагоны.

Начнем с того, что самые первые вагоны типов А и Б, а также некоторые вагоны типа Д (а точнее, его разновидности - М5 и УМ5) были песочно-желтыми - темный, красноватый, низ, и светлый, желтовато-кремовый, верх :-)

Вагоны типов Б - Е чаще всего окрашивались таким образом: обшивка ниже центрального ребра жесткости была темно-голубой, если не светло-синей, а выше - зеленоватой. Встречаются трехцветные вагоны Е* по схеме "синий низ - зеленый верх - синяя крыша".

Вообще-то говоря, окраска очень сильно зависит от произвола начальства депо приписки тех или иных вагонов, а также от возможностей заводов и депо, производящих ремонты. Так, в Москве с недавнего времени стали встречаться вагоны Е*, сверху выкрашенные ярко-голубым цветом. Нигде более я таких не встречал - очевидно, это следствие ремонта. На Арбатско-Покровской линии курсирует поезд с головными вагонами с номерами 5442 и 5229, так вот, эти самые вагоны окрашены однотонно темно-голубым, на торцевых дверях их кабин управления синей краской выведены большие равнобедренные треугольники, а лобовые окна кабин обрамлены белым.

В Киеве попадаются вагоны, серые с головы до пят [фото]. А в Питере со второй половины 1999 года взяли моду в процессе капитальных ремонтов раскрашивать вагоны типов Е* на манер 81-714/717 - они становятся темного-синего цвета с фигурными белыми полосами на дверях и жирной белой полосой вдоль центрального ребра жесткости [фото]. Кстати, такая же мода дошла и до Киева, правда упомянутые полосы там зачастую не белые, а желтые [фото].

Еще одна киевская мода - отдавать вагоны на растерзание рекламе. В частности, можно встретить красно-коричневые вагоны Е* с надписями "Nescafe" между дверьми [фото]. Есть и другая, более вычурная версия "кофейного" облика [фото]. Зеленые огурцы на красном фоне представляют пассажирам метрополитена торговую марку "Первак" [фото]. Были замечены также вагоны с рекламой "Tic-Tac", гамма которых решена в бело-зеленых тонах. В Новосибирске, похоже, подобная практика вообще в порядке вещей - загляните на www.spnet.nsk.su/poezd.html, предварительно приняв чего-нибудь успокоительного. В Москве на Кольцевой линии в середине 90-х ходили несколько поездов с нанесенными на боковую обшивку белыми рекламными надписями "Philishave", правда, основную окраску поменять не осмелились. Были вагоны и с логотипом печально известной компании "МММ". В 1997 году, по случаю 850-летия Москвы на всех головных вагонах столичного метро была наклеена непрозрачная пленка белого цвета с красными надписями "Москва-850" и юбилейными эмблемами. Теперь же ее заменила похожая пленка, пропагандирующая экологическую программу Правительства Москвы: "Экологически безопасный транспорт" [фото]. Клеится она на все без исключения вагоны, не только головные. Изредка можно встретить вагоны с гербом СССР [фото]; до 1991 года советский герб наличествовал на обшивке всех без исключения метровагонов.

Стандартный оттенок для вагонов серий 81-714 и 81-717 - сильно затемненный цвет морской волны, сочетание почти равных долей синего и зеленого небольшой яркости. Однако в Питере попадаются вагоны с серым отливом, а в Москве новые вагоны Егоровского завода почему-то оказываются совершенно синими, начисто лишенными зеленой составляющей. Кроме того, совсем недавно на Люблинской линии у подавляющего большинства вагонов крыши были грязно-голубыми (на самом деле, их красили белым, но из-под тонкого слоя просвечивала прежняя стандартная окраска), тогда как весь вагон оставался темным. Такая же ситуация происходит ныне с немногочисленными вагонами 81-714.5М и 81-717.5М, приписанными к электродепо ТЧ-1 "Северное" московского метро, обслуживающему Сокольническую линию. Такие же вагоны из другого депо этой линии - ТЧ-13 "Черкизово" - окрашены однотонно. Сейчас на Люблинке большинство крыш выкрасили более качественно, в приятный синий цвет, но он все равно отличается от цвета боковых стенок. А иногда там попадаются даже сиреневые крыши!

Ребро жесткости в старых вагонах было, как правило, темно-синим, в первых вагонах 81-714/717 под ним стали делать жирную белую полосу, а потом и вовсе стали красить саму "среднюю линию" в белый цвет. А в самарском метро почти у всех вагонов шов, соединяющий боковую обшивку вагона и крышу, являет собой жирную белую полосу, чуть потоньше, чем линия ребра жесткости [фото].

В Самаре есть также один состав с весьма нетрадиционной окраской (номера вагонов 8797, 8048, 8050 и 8796). Крыша и нижняя часть боковой обшивки серые, верхняя часть боковой обшивки - синяя, полоса ребра жесткости - белая; ниже нее располагается жирная красная полоса. Под лобовыми стеклами головных вагонов, между фарами, красуются надписи "САМАРА" [фото].

В минском метро подавляющее большинство вагонов имеет голубой или синий цвет (оттенки заметно различаются по яркости) с классической для "номерных" вагонов белыми полосами под оконным поясом. Но есть один-единственный вагон, выпадающий из этого скучного однообразия. Речь идет об "экипаже" с бортовым номером 0900. Он полностью выкрашен в темно-зеленый - даже ребро жесткости не отчеркнуто каким-либо другим цветом. Зато по всей обшивке разбросаны надписи: "БЕЛАРУСБАНК", "Этот вагон был подарен Минскому метрополитену "Беларусбанком", "Беларусбанк - твая рэспублiка".

В Нижнем Новгороде лицевые стороны кабин управления вагонов серии 81-717 имеют не привычный черный, а дюже аляповатый светло-серый цвет. На Люблинской линии в Москве попадаются вагоны 81-717.5, "морда лица" коих в некоторых местах... белая. Так, например, в вагонах за номерами 10188 и 10189 (изначально предназначавшихся для экспорта в Иран для тегеранского метро) белым окрашены области вокруг красных сигнальных фар [фото]. А на Сокольнической линии живут несколько своеобразных головных вагонов 81-717.5М, среди представителей коих можно отметить номер 2576. У этого вагона нижняя часть лобовины кузова со стороны кабины машиниста выделяется контрастными полосами белого и черного, а рядом с одиночными белыми фарами, расположенные по бокам, нанесены белые треугольнички на черном фоне.

Занимателен рисунок на дверях вагонов 81-714 и 81-717 с разновидностями, выполняемый обычно белой либо эдакой серебристой (а в Киеве - еще и желтой) краской: при сомкнутых створках он напоминает иногда букву "V", а иногда - "X" [фото]. Закономерность распределения мной не установлена. А вот на Кольцевой линии в Москве замечены вагоны, в коих некоторые двери составлены из створок с отличающимися рисунками.

Что-что, а уж "Яузу" даже с большим натягом нельзя назвать голубой - ее цвет скорее можно охарактеризовать как "металлик" [фото].

Немного о "редких" и опытных вагонах, так сказать, для полноты. Вагоны серий 81-718 и 81-719, как правило, окрашены в синий цвет, створки дверей и потолок белые, центральное ребро жесткости желтое. Лобовые части головных (81-718) вагонов окрашивались черным, но не целиком, а только выше уровня фар. Ниже них можно видеть узкую белую полосу. Рисунок на дверях - по три черных параллелограмма на каждую створку, на уровне и в высоту желтой полосы центрального ребра жесткости. Среди опытных вагонов типа "И", коих было несколько разновидностей, встречались оранжевые и белые экземпляры. В экспериментальном питерском поезде с асинхронными двигателями, состоявшем из трех типов вагонов - 81-550, 81-551 и 81-552 (головные, промежуточные моторные и промежуточные прицепные) боковые стены были синими, а все прочие части вагонов - белыми. Сейчас этот поезд переоборудован в нечто среднее между "Яузой" и заурядными "номерными" вагонами - его вагоны теперь имеют обозначения 81-540.1/541.1. Чудо-поезд ныне эксплуатируется в питерском метро на линии 2. Теперешняя его раскраска напоминает стандартное наружное оформление обычных "714-х" и "717-х" вагонов.

Предыдущий рассказ | Оглавление раздела | Следующий рассказ