Метро не с первого взгляда [в начало]
Подвижной состав
Станции
Надписи и символы
Глобальное
Зеркало души
Культурный обмен
Сервисы
Пишите письма

О ПОЛОСАХ ГОФРИРОВАНИЯ

Для придания большей прочности обшивке вагонов, а также для улучшения их аэродинамических характеристик, с приходом типа Е начали применять продольное гофрирование боковой обшивки по всей длине вагона.

(В единственном экземпляре существовал вагон Д с гофрами - номер 2018. Его ржавеющий кузов обрел вечный покой неподалеку от территории депо ТЧ-3 "Измайлово" московского метро [фото]. Были также опытные вагоны Е без гофров в верхней части обшивки, в частности, самый первый за номером 3001, но таковых наберется дай Бог, если с десяток.)

Ниже центрального ребра жесткости (так называется специальным образом укрепленная линия, разделяющая верхнюю и нижнюю части обшивки) всегда делалось 4 полосы гофрирования (и только в вагоне 2018 их было три; вообще в данном вагоне гофры какие-то нестандартные - куда более широкие по сравнению с привычными полосами в Е* и "номерных"). А эволюция гофров выше этой самой черты заслуживает особого внимания.

В "классических" вагонах типа Е, строившихся исключительно в Мытищах, полос гофрирования выше ребра жесткости было две. Столько же их было в первых четырех десятках вагонов Ем постройки Мытищинского машиностроительного завода и во всех последующих вагонах этого типа, производство коих было переведено на Ленинградский завод. Тремя гофрами в верхней части боковой обшивки впервые разжились дальнейшие модификации Ем (Ем501, Ема502, Емх503, Ем508, Ем509) Егоровского завода. Но вот вагоны Еж и Еж3 (которые строились только в Мытищах) снова удивили возвратом к двум гофрам. Вскоре подоспели первые вагоны серий 81-714 и 81-717, опять же с двумя полосами на уровне окон в случае постройки в Мытищах и с тремя, если родом они были из Питера. Чуть позже все вагоны 81-714/717 окончательно перешли к "трехполосной" моде. Эта традиция сохранилась и для вагонов 81-714.5, 81-714.5М, 81-717.5 и 81-717.5М. Первый опытный и первый серийный составы "Яузы" оказались вовсе без гофрирования, как старые вагоны типов А - Д. В последующих серийных вагонах в верхней части боковой обшивки, над окнами и дверьми, было выполнено по две полосы гофрирования. Ну где тут логика?

Первые серийные вагоны типа Е стали снабжаться декоративным деревянным трафаретом, имевшим сечение, похожее на профиль плинтуса. Трафарет укреплялся в верхней части обшивки вагонов, визуально отделяя крышу от стенок. По неизвестным истории причинам вагоны Еж3 с номерами 5561 - 5573 трафаретом были обделены. А в вагонах серий 81-714/717 он был заменен намеренно подчеркнутым швом на обшивке. В некоторых вагонах 81-714.5 и 81-717.5 производства Егоровского завода середины 90-х этот шов расположен значительно выше, что создает впечатление излишней "прямоугольности" [фото]. Увидеть такие вагоны можно в Москве на Замоскворецкой и Люблинской линиях. В вагонах "Яузы" декоративный шов тоже имеется, но он поднят уж слишком высоко.

И совсем уж тонкая деталь. Вагоны типа Еж, начиная с номера 5781, не имеют гофров в месте перехода лобовин кузова к боковым листам его обшивки. Было выпущено и два вагона типа Е (номера 3111 [фото] и 3481), отличавшихся этой же чертой.

Предыдущий рассказ | Оглавление раздела | Следующий рассказ