Метро не с первого взгляда [в начало]
Подвижной состав
Станции
Надписи и символы
Глобальное
Зеркало души
Культурный обмен
Сервисы
Пишите письма

ЭВОЛЮЦИЯ ИНТЕРЬЕРА

"Намечаемые архитектурные детали и членения необходимо осуществить из полированного дерева, все металлические части должны быть никелированы, стекло должно быть обязательно зеркальным, диваны, если будут жесткими, лучше всего сделать из дуба, чтобы избежать соблазна окраски (что всегда дешевит впечатление) и для меньшей амортизации." Я позволил себе привести цитату из статьи "Архитектура вагона метро", опубликованной в седьмом номере журнала "Метрострой" за 1933 год. Ее автором явился легендарный С. М. Кравец, в те годы Главный архитектор Московского метрополитена.

Ранние вагоны были недалеки от описанного роскошества. К сожалению, нам уже не придется на них покататься.

Деревянные детали во внутреннем убранстве вагонов активно использовались вплоть до типа Еж3. В частности, таковыми были рамы всех окон. (И только горизонтальная рама больших, "междверных" окон измененной конструкции в вагонах типов Ем* и Еж* была стальной.) В новых питерских вагонах (номера 6*** и выше) дерево вокруг окон заменили дешевым алюминиевым сплавом [фото]. Мода на алюминиевое обрамление перешла и к вагонам серий 81-714/717.

Для оклейки стен салонов вагонов в прошлом применяли так называемый линкруст - один из наиболее ценных видов обоев. Он имеет бумажную основу, но, в отличие от прочих видов обоев, покрывается тонким слоем массы, состоящей из лоноксиновой, хлорвиниловой и других мастик с древесной мукой или иными наполнителями. Эта масса первоначально является эластичной и позволяет выдавливать весьма разнообразные узоры и орнаменты. Линкруст обычно красят масляной краской - в вагонах, как правило, используют желтый цвет для верхней части и бежевый - для нижней (ниже уровня окон). В вагонах типа Д существовало не менее 8 рисунков линкруста, в вагонах же типов Е* я встречал лишь два вида узоров.

Впрочем, сейчас днем с огнем не сыщешь вагонов типов Е* с линкрустовой оклейкой стен пассажирского салона - как правило, такие вагоны прошли уже не один капитальный ремонт, и их интерьер давным-давно перекроили под заурядный пластик с рисунком "под дерево" или даже однотонный, вообще без какого бы то ни было рисунка. Практичный и дешевый пластик перекочевал и в вагоны серий 81-714/717, но только уже на совершенно законных основаниях - им отделывают стены при сборке на заводе. "Линкрустовые" вагончики до сих пор можно увидеть на Филевской и (в меньшей степени) на Сокольнической и Арбатско-Покровской линиях столичного метро. Большинство представителей "вымирающего поколения" - вагоны "классического" типа Е [фото], с рисунком линкруста в виде колечек и ромбиков. Чрезвычайно, если не катастрофически мало осталось вагонов более новых типов с линкрустовой обшивкой стен салона. На Филевской линии можно изредка наблюдать, например, питерский вагон типа Ем508 за номером 3910 с узором из аморфных кривых, а на Арбатско-Покровской - такой же вагончик 3918. Спешите, ценители старины, время линкруста незаметно уходит...

Впрочем, настоящим оплотом вагонов с линкрустовой внутренней отделкой можно, по-видимому, назвать Петербург. Оригинальное внутреннее убранство в процессе ремонтов там никогда не заменяют.

Интересные закономерности, тем не менее, таит в себе и пластик. Например, питерские "714-е" и "717-е" вагоны можно фактически безошибочно отличить от аналогичных мытищинских по цвету обшивки стен салона, даже не глядя на бортовой номер. До появления серий 81-714.5 и 81-717.5 на Егоровском заводе никогда не применяли пластик "под дерево" - он был чисто мытищинской прерогативой. Однотонный пластик внутри вагонов Егоровского завода может иметь белый или бледно-голубой оттенок, а также очень светлый цвет морской волны. Ранние мытищинские вагоны упомянутых серий внутри обшивались более насыщенным синеватым или же зеленоватым пластиком (такие можно встретить на Кольцевой линии в Москве), более поздние же, как правило, были обшиты пластиком, имитирующим дерево, причем первоначально темным, а затем все более светлым. В вагонах серий 81-714.5М и 81-717.5М яркость "древесных" расцветок перешла все разумные пределы. А вот некоторые питерские вагоны 81-714.5/717.5 выпуска середины 90-х (таков, к примеру, номер 11346, курсирующий по Люблинской линии московского метро), отделаны внутри салона не привычным гладким, а натурально-шершавым пластиком расцветки "под дерево".

В "Яузе" стены металлические, окрашенные белой краской [фото]. Чем дальше - тем страшней :-(

Сиденья в первых вагонах были значительно мягче, чем в сегодняшних. Разница хорошо ощущается даже тогда, когда из вагона типа Е пересаживашься в 81-714/717. Сиденья в "Яузе" хотя и удобнее, чем в "безымянных 81-х", но мягкими их не назовешь.

Одно время по Люблинской линии курсировали поезда с вагонами 81-714.5М/717.5М с ярко-бордовыми (почти красными) пластмассовыми сиденьями. Сидеть на них было практически невозможно, но, по задумке, они якобы повторяли контур тела. Как выяснилось позже - это был "экспортный" вариант. В течение некоторого времени пластмассовые сиденья сохранялись только в двух головных вагонах 10188 и 10189 поезда, предназначавшегося для метрополитена Тегерана, но по каким-то причинам не принятого иранской стороной. Сейчас своим внутренним убранством этот состав практически ничем не отличается от остальных.

С лета 2001 года в питерском метро, на линии 4, "бегает" вагон с номером 11427. Сиденья в нем обшиты тканью темно-малиновых оттенков [фото]. В приторцевых зонах этого чудо-вагона сиденья и вовсе странные: в каждом углу салона не по три, а по два сиденья, разделенных площадкой, лишенной тканевой обшивки, предназначенной, должно быть, для размещения багажа [фото]. Примечательно, что в более новом вагоне с номером 11428 (он работает в том же составе, что и 11427) сиденья совершенно стандартные.

Немного о поручнях. Сколько себя помню, они всегда были стальными, хромированными. Правда, в некоторых новых питерских вагонах попадаются поручни, окрашенные невзрачной серой краской [фото], но таких "экипажей" немного.

Исторически поручни размещались горизонтально, над рядами сидений вдоль всего вагона. Были также небольшие поручни по бокам каждой из скамей около дверей, а еще справа и слева от торцевых дверей. В вагонах 81-714/717 (не сразу, а ближе к концу 80-х) к ним добавились вертикальные поручни около автоматических дверей, а располагавшиеся там ранее маленькие угловатые поручни трансформировались в горизонтальные перекладины. Такая конфигурация сохранилась и в новых вагонах серий 81-714.5, 81-714.5М, 81-717.5 и 81-717.5М.

Дверь, ведущая в кабину машинста, в ранних вагонах располагалась по центру внутривагонной стенки-перегородки, и только с приходом 81-714/717 эта традиция была нарушена - проем приобрел угловатые очертания и "переехал" в левый угол, если смотреть из пассажирского салона. Справа от двери был сделан небольшой поручень.

В вагонах типов Д, Е и Ем* с номерами на "троечку", использующихся или использовавшихся некогда в качестве головных, к кабине управления со стороны салона справа и слева от двери, ведущей в кабину, примыкают два невзрачных металлических шкафа с различным оборудованием. В головных вагонах начиная с пятитысячных номеров эти шкафы "переехали" в кабину - ее стенка была отодвинута за счет площади салона. Следует сказать, что единственной линией метро во всем бывшем СССР, где в качестве головных сохранились вагоны "классического" типа Е, является Филевская ветка доблестной столичной подземки. Причем в некоторых вагонах Филевки вместо привычных двух шкафов можно лицезреть один, но совершенно необозримых габаритов [фото].

В Киеве при модернизации "номерных" вагонов снабжают их салоны дополнительными горизонтальными поручнями с ремешками-ухватами. Такие поручни укрепляются к изначально предусмотренным конструкцией в зоне автоматических дверей [фото].

Полы во всех без исключения вагонах покрыты линолеумом, как правило, эдакого нейтрального серого цвета с незначительной примесью бежевых либо зеленоватых тонов. И только в Питере при капремонтах вагонов Е*, а иногда и "номерных", "родной" неброский линолеум заменяют красным и светло-зеленым с разводами.

Самые страшные вагоны во всем бывшем СССР, должно быть, ходят по Филевской линии московского метро. Мало того, что они самые старые во всей Москве, и что от работы на открытом воздухе у них очень быстро трескается и осыпается краска, так их еще и ремонтируют черт-те как. В одном из вагонов можно встретить две рукоятки "Выключение дверей", расположенные на расстоянии около 20 сантиметров друг от друга [фото]! Ей-Богу, только с большого бодуна такое можно нагородить...

Предыдущий рассказ | Оглавление раздела | Следующий рассказ