Метро не с первого взгляда [в начало]
Подвижной состав
Станции
Надписи и символы
Глобальное
Зеркало души
Культурный обмен
Сервисы
Пишите письма

СВЕТ В ОКОШКЕ

Светильники в салонах самых ранних вагонов отличались приятной сферической формой. Но уже в вагонах типа Д они были заменены новыми, с грибовидными плафонами и отражателями. Это позволило без увеличения энергозатрат повысить яркость света в салоне. Каждый вагон Е* освещен следующим образом: 7, 8 или 9 плафонов укреплены по оси симметрии потолка и еще по 10 или 11 красуются над рядами сидений по левому и правому краям.

Во всех вагонах, разработаных в "дономерную" эпоху (то есть, до выпуска первых вагонов серий 81-714/717 :-)) используются обычные лампы накаливания. А вот в "714-х" и "717-х" применены уже люминесцентные лампы дневного спектра излучения. Справедливости ради заметим, что в порядке эксперимента люминесцентным освещением были оборудованы также пять вагончиков типа Е за номерами 3361 и 4757 - 4760).

Но вернемся к "714-м" и "717-м". Поначалу люминесцентные лампы размещались в них по две в одном матовом плафоне белого цвета, коих было по 12 в головных вагонах 81-717 и по 13 - в промежуточных 81-714. (В вагоне номер 9907, наблюдающемся на Каховской линии московского метро, плафоны по странному стечению обстоятельств совершенно прозрачные.) Плафоны укреплялись на потолке по оси его симметрии. Лампы такого типоразмера в советское время выпускал единственный на всю страну завод, располагавшийся в Баку. С развалом Союза он перестал поставлять свою продукцию вагоностроителям, в результате чего "714-е" и "717-е" вагоны в метро Санкт-Петербурга в начале 90-х ходили освещенными наполовину: под каждым плафоном горело только по одной лампе. Экономили... В Москве первоначально тоже было много полутемных вагонов, но в столице проблему почему-то разрешили быстрее. В Питере полутемные составы можно было увидеть еще в 97-м.

Вероятно, по причине "редкости" длинных ламп, новые вагоны серий 81-714.5 и 81-717.5 (и с индексом М тоже) перешли на лампы половинного размера - в головных вагонах стало размещаться по 21 плафону, кстати, уже полупрозрачных, а не матовых, в промежуточных же - по 23 [фото].

В процессе капитального ремонта на Мытищинском заводе первые вагоны серий 81-714 и 81-717 переоформляются на манер новых с индексом 5М - головным вагонам делают "глаза", а внутри всех вагонов светильники заменяют на короткие для "половинчатых" ламп.

Кстати, встречаются "длинноламповые" вагоны Егоровского завода (в новых сериях 81-714.5/81-717.5), где каждая лампа располагается под отдельным плафоном - плафоны, стало быть, размещены в два ряда [фото].

В вагонах 81-718/719 и "Яуза" освещение, естественно, люминесцентное. Плафоны в "718-х" и "719-х" короткие, матовые, размещаются над рядами сидений (вдоль оси потолка располагаются вентиляционные установки). А в "Яузе" дизайнерская мысль зашла уже слишком далеко [фото]...

Предыдущий рассказ | Оглавление раздела | Следующий рассказ