Метро не с первого взгляда [в начало]
Подвижной состав
Станции
Надписи и символы
Глобальное
Зеркало души
Культурный обмен
Сервисы
Пишите письма

ЧТО МОГУТ РАССКАЗАТЬ ЦИФРЫ?

Инвентаризация и учет прочно внедрились в нашу жизнь. Многое вокруг подчиняется их нехитрым законам. Метрополитен - не исключение. Более того, он являет собой огромное царство номеров и разного рода идентификационных знаков.

Возьмем, например, вагоны. На боковой обшивке каждого из них можно лицезреть четыре или пять больших серебристых цифр, складывающихся в так называемый бортовой номер. Номера самых первых вагонов типов А - Д могли состоять и из меньшего количества цифр - от одной трех, но таковые уже давно списаны, и лишь ничтожная часть их парка сохранена на память о минувших днях.

Заметим попутно, что цифры бортовых номеров, укрепляемые на боковой обшивке вагонов, изготавливаются из хромированной стали и являются объемными, рельефными. Но ничто не вечно под Луной - иногда они отваливаются, что дает повод работникам депо приписки вагонов вклеивать в образующиеся пробелы цифры, вырезанные из серебристой полимерной пленки.

Рядовым пассажирам все эти бортовые номера, равно как и типы вагонов, что называется, "до лампочки", а тем же, кто действительно неравнодушен к судьбе любимого метро и наизусть помнит, чем отличается вагон серии 81-717 от 81-717.5М, эти скромные цифры могут поведать много интересного.

Конечно, мы не будем приводить подробный реестр всех выпущенных вагонов - эта информация интересна разве что узким специалистам, и для ее размещения необходим как минимум еще один такой сайт. Особо жаждущие могут почерпнуть эти сведения из двухтомника В. А. Ракова "Локомотивы отечественных железных дорог. 1845 - 1955" (М.: Транспорт, 1995) и "Локомотивы отечественных железных дорог. 1956 - 1975" (М.: Транспорт, 1999). А здесь ограничимся лишь кратким экскурсом.

Итак, бортовые номера меньше тысячи принадлежат ныне списанным вагонам ранних типов - А, Б, В, Г, Д. Номера 1*** ранее принадлежали прицепным (немоторным) вагонам типов А, Б и В, а диапазон 2***, за редким исключением, совсем недавно был закреплен за вагонами типа Д более поздних выпусков, последний из которых эксплуатировался на Арбатско-Покровской линии московского метро аж до 1995 года. Но сейчас четырехзначные номера на "единичку" отданы новым, последних лет выпуска, мытищинским вагонам серий 81-714.5 и 81-714.5М, а на "двойку" - столь же новым головным вагонам серий 81-717.5 и 81-717.5М того же Мытищинского машиностроительного завода (ныне АО "Метровагонмаш"). В настоящее время их можно встретить на Сокольнической, Калужско-Рижской и Люблинской линиях столичной подземки.

Номера 3*** и 4*** принадлежат преимущественно вагонам типов Е и Ем (включая разновидности последних - головные вагоны Ема и хвостовые Емх) как Мытищинского машиностроительного, так и Ленинградского вагоностроительного завода имени И. Е. Егорова (ныне АО "Вагонмаш"). Если уж быть совсем точным, то номера 3001 - 3699 и 4700 - 4824 принадлежат "классическому" типу Е, диапазону 3700 - 3899 принадлежат вагоны Ема и Емх, а интервал 4000 - 4699 остался совершенно пустым. По причинам, известным лишь разработчикам, здесь осталось солидное "окно". А в диапазон 39** вписалась небольшая группа представителей типов Ем508 и Ем509 разработки Ленинградского завода. В столичном метро вагоны с самыми старыми номерами продолжают "бегать" на Сокольнической, Арбатско-Покровской и Филевской линиях. С Сокольнической они должны исчезнуть уже в ближайшие несколько лет, а Филевская линия стоит в очереди на полную замену подвижного состава на второй позиции.

Диапазон номеров 5*** уверенно оккупировали вагоны Еж и Еж3 постройки Мытищинского завода. Места обитания в Москве те же - Сокольнический, Арбатско-Покровский и Филевский радиусы (Еж3 - только на Таганско-Краснопресненской линии в качестве головных вагонов). Несколько десятков самых новых вагонов Еж3 захватило диапазон 90**.

Номера, начинающиеся на цифру 6, заняты наиболее поздними моделями вагонов типов Е* - ленинградскими разработками Ем501, Ема502, Емх503, Ем508, Ем509 и Ем508Т. Кроме того, эти вагоны заняли еще маленький "кусочек" диапазона номеров, начинающихся на цифру 7 - до 7201. В Москве такими вагонами почти полностью укомплектована Таганско-Краснопресненская линия метро (они там используются как промежуточные). Кроме того, иногда они попадаются и на других линиях, упомянутых выше.

7202 - это первый вагон серии 81-714. Ныне диапазоны 7*** и 8*** занимают вагоны 81-714 и 81-717, выпущенные Ленинградским заводом имени Егорова, 9*** - такие же мытищинские вагоны. Это сравнительно старые выпуски (до конца 80-х). Их можно встретить на Замоскворецкой, Кольцевой, Калужско-Рижской, Калининской, Серпуховско-Тимирязевской и Каховской линиях московского метро.

На цифру 0 начинаются четырехзначные номера мытищинских вагонов серий 81-714/717 конца 80-х - середины 90-х годов. Ищите такие вагоны там же, где и предыдущего "номерного диапазона".

Плавно переходим к пятизначным номерам. 10*** - это головные (81-717.5) вагоны АО "Вагонмаш" сравнительно новых выпусков (с начала 90-х до наших дней), 11*** - столь же новые питерские вагоны серии 81-714.5. В столичном метро они работают на Замоскворецкой, Калужско-Рижской и Люблинской линиях. Кстати, по новой моде питерские "номерные" обозначаются сериями 81-540 и 81-541, так что не пугайтесь, ежели что...

На Сокольнической ветке можно увидеть поезд, в составе которого есть вагоны с совсем уж странными номерами - например, 23593 [фото]. Дело в том, что их кузова сделаны на Егоровском заводе в Питере, а вся внутренняя доводка осуществлялась мытищинцами. АО "Вагонмаш" выпускает не только метрополитеновские вагоны, но и "полноценные" вагоны для железных дорог, в частности, почтово-багажные, причем все они подчинены сквозной нумерации. На Мытищинском заводе, видать, решили не мудрствовать лукаво и присвоить новым вагонам заводские номера питерского завода в качестве бортовых.

Экспериментальным вагонам типа И, ныне пылящимся на задворках электродепо "Красная Пресня", были присвоены первые несколько номеров диапазона 10***. Бортовые номера вагонов новых мытищинских поездов "Яуза" (которыми постепенно укомплектовывают Люблинскую линию московского метро) начинаются с нуля. Пока нумерация головных вагонов "Яузы" не выходит за рамки интервала 00**, а промежуточных - 01**. Возможно, когда новых поездов будет больше, эти границы будут нарушены. Так, вагоны серий 81-718 и 81-719, из которых сформировано 4 пятивагонных состава в Харькове (больше их нигде нет), в большинстве подчиняются этому же правилу. В трех составах головные вагоны имеют номера в диапазоне 003 - 008, а промежуточные - в отрезке 103 - 111. И только в самом первом по хронологии постройки составе головные, "718-е" вагоны имеют номера 0250 и 0251 (четырехзначные!), а промежуточные, "719-е", входят в диапазон 0700 - 0702. В питерском метро на линии 2 курсирует единственный (пока?) состав из вагонов 81-540.1 и 81-541.1 постройки Егоровского завода, переделанный из неудавшегося опытного состава с асинхронными двигателями. Номера следующие: 10221, 11403, 11402, 11401, 11400, 10222.

Кстати, заводское обозначение той или иной модели вагона тоже кое о чем говорит. В записи 81-714 первая цифра 8 говорит о том, что изделие представляет собой именно вагон метро (если было бы 7 - это означало бы трамвайный вагон). Цифра 7 после дефиса указывает на завод, разработавший данную модель (в нашем случае - Мытищинский; если там была бы цифра 5, это указывало бы на принадлежность вагона Егоровскому заводу). Более ранние вагоны тоже имели аналогичное заводское обозначение: например, типу Д соответствовало обозначение 81-702, типу Емх - 81-706, типу Ем508 - 81-508 (теперь вы, должно быть, понимаете, откуда взялись эти странные цифры в названии типов питерских вагонов).

К слову, бытует мнение, что вагоны типа А получили свое название по Арбатскому радиусу московского метро, где планировалось их использование, а вагоны типа Г разрабатывались для работы на Горьковском радиусе.

По идее, тип вагона, его заводской номер и год выпуска можно узнать по табличке, висящей внутри пассажирского салона на торцевой стене, однако во время ремонтов в депо или на ремонтных заводах эти таблички очень любят терять. Иногда на их место прикручивают то, что попадется под руку, а иногда и вообще ничего не прикручивают.

Есть также номера, идентифицирующие поезд в целом. Они назначаются диспетчером на линии для отслеживания конкретного состава. К ним относятся номера маршрутов, которые видны спереди в окне кабины машиниста, и собственно номера поездов, фиксирующиеся в расписании движения - графике, недоступном глазу пассажира. В Нижнем Новгороде для отображения номеров маршрутов в некоторых поездах используются электронные цифровые индикаторы, у нас же все по старинке - для цифр предусмотрены специальные трафареты. Собственно, поездом называется состав, которому присвоен номер.

В московском метро маршрутные номера двузначные и отличаются четностью для двух противоположных направлений движения. На Филевской линии, к примеру, один и тот же поезд может носить номер маршрута 72 при движении от "Александровского Сада" к "Крылатскому" и номер 53 при обратном рейсе. При этом в первом случае он идет по 1-му пути (нечетному!), а во втором - естественно, по 2-му. В большинстве других метрополитенов бывшего СССР номера маршрутов также состоят из двух цифр, и только в Питере имеют место трехзначные номера, причем первая цифра каждого из них - это номер линии. Причем, пока не ликвидированы последствия размыва на перегоне "Лесная" - "Площадь Мужества", на "отрезанном" участке севернее размыва поездам присваиваются маршрутные номера диапазона 15*, тогда как на участке линии 1, оставшемся на "большой земле", номера маршрутов меньше 150.

Различие в четности номеров маршрутов для разных путей может и не соблюдаться - на Кольцевой линии московского метро такой хаос царит уже давно. А вот в номерах поездов четность/нечетность соблюдается неукоснительно. На том же "Кольце", например, номер поезда назначается новый на каждую "баранку", то есть, скажем, поезд может начать утром с номера 2 и закончить в пол-первого ночи с номером вроде 988. Резервные поезда имеют номера 5***. А номер маршрута у одного и того же состава меняется реже, но все же каждый день (инкрементируясь с приходом каждых новых суток; по исчерпании всех номеров состав подвергается плановому мелкому ремонту).

Предыдущий рассказ | Оглавление раздела | Следующий рассказ