Метро не с первого взгляда [в начало]
Подвижной состав
Станции
Надписи и символы
Глобальное
Зеркало души
Культурный обмен
Сервисы
Пишите письма

ПО КРИВОЙ И НАКЛОННОЙ

За рубежом, где городская земля зачастую принадлежит частным владельцам, линии метро прокладывались весьма извилисто - пока со всеми собственниками договоришься... У нас же никто никого не спрашивал, да и сейчас не спрашивают - тоннели прорезают в толще земли как можно более прямолинейно. О станциях и говорить нечего - края платформ ровные, как у бумажного листа.

Тем не менее, есть на пространствах бывшего Союза две станции, устроенные на криволинейных участках пути. Все они находятся в Москве, более того, на одной Филевской ветке. Это "Александровский Сад" [фото] и "Кутузовская".

Радиус кривизны путей на "Александровском Саду" таков, что из кабины машиниста не видно хвоста поезда, и каждый раз при отправлении очередного состава на середину платформы выходит дежурная, осматривающая хвостовую часть поезда. Только с ее разрешения локомотивная бригада имеет право трогаться. Бытует легенда, что такой станция стала из-за опасности повредить при строительстве метро сталинские секретные объекты неподалеку от подземных оснований стен Кремля. Впрочем, более реалистична версия, согласно которой станция стала столь необычной из-за канализационного коллектора, находившегося в нескольких метрах от тоннеля. Если бы платформы попытались сделать прямолинейными, метро могло бы стать новым стоком для нечистот, так что рисковать не стали.

"Кутузовская" же знаменита еще и тем, что пути там уложены с солидным уклоном (сразу за этой открытой станцией со стороны "Филей" линия уходит в тоннель под путями Малого кольца Московской железной дороги). Нередко поезда, останавливающиеся на "Кутузовской" и следующие в сторону центра, после снятия с тормозов перед отправлением проезжают несколько метров (!) назад под действием собственного веса.

Следует сказать, что уклоны (конечно, существенно меньшие, чем на "Кутузовской" - порядка трех тысячных) есть фактически на всех станциях, а также на перегонах - их устраивают намеренно с целью предотвращения застоя воды на путях.

Кстати говоря, находясь в движущемся вагоне, очень легко определить кривые участки пути на перегонах буквально на слух, по характерному повизгиванию токосъемника в результате трения о контактный рельс, сопровождающемуся скрежетом гребней колес, набегающих на головки рельсов. Чем круче кривая, тем навязчивее и неприятнее этот звук.

Предыдущий рассказ | Оглавление раздела | Следующий рассказ