Метро не с первого взгляда [в начало]
Подвижной состав
Станции
Надписи и символы
Глобальное
Зеркало души
Культурный обмен
Сервисы
Пишите письма

БЫТЬ ПЕРВЫМ

Находясь на станциях московского метро, очень легко определить, поезда какой составности работают на данной линии. На стенах каждой из станции над путями, неподалеку от въездов в тоннели, укреплены указатели остановки первого вагона поезда. Указатель представляет собой белую высокую и узкую планку с черными контрастными полосами, в верхней части которой начертана цифра (6, 7 или 8). Эта цифра как раз и обозначает количество вагонов, безопасно для посадки умещающихся вдоль платформы при условии остановки первого вагона на уровне указателя [фото].

Далеко не все москвичи, а тем более гости столицы знают об этом - к примеру, на перманентно загруженной Кольцевой линии в первых вагонах поездов, как правило, очень мало народу. Пассажиры, должно быть, не слишком четко представляют себе, что "мертвая зона" платформы не так уж и велика, как может показаться, и что ее положение, более того, строго нормировано.

На некоторых станциях Сокольнической линии первой очереди строительства метро еще кое-где можно видеть старые указатели аналогичного назначения, выполненные в виде бронзовых вертикальных реек, увенчанных цифрой 6 [фото]. Они размещаются существенно ближе к центру залов, чем современные полосатые, как жезлы гаишников, указатели с цифрой 7. А на станции "Комсомольская", над путем, ведущим в сторону центра города, правда, уже около нового указателя, можно даже лицезреть табличку с надписью "ОСТАНОВКА ГОЛОВНОГО ВАГОНА". Судя по всему, сия табличка довольно старая, не исключено, что ее перевешивали от родной бронзовой "шестерки", расположенной теперь гораздо правее, поближе к новому "полосатому" указателю. Кстати говоря, на той же самой стене станции "Комсомольская", между новым и старым указателями остановки первого вагона, висит табличка со словами "НА ПОСАДКУ ПРОХОДИТЕ В СРЕДНИЕ ВАГОНЫ" [фото]. Примечательно, что на стене с противоположной стороны, над путем, ведущим в сторону "Сокольников", всего этого великолепия нет.

И еще несколько слов о Сокольнической линии. С вводом на ней в декабре 2000 года системы АРС (см. статью "Черная бездна тоннеля") на всех центральных станциях рядом с привычными рейками на стены наклеили полосатые подобия указателей с цифрой 7 из самоклеящейся пленки, только вместо оной цифры на них красуется буква "Е". Наклейки расположены на расстоянии порядка метра от реек вглубь станций, и поезда, составленные из вагонов типов Е*, ныне тормозят у этих полосок. Составы же из вагонов 81-714.5М/717.5М останавливаются, как и ранее, на уровне уже давно установленных полосатых планок. Кстати, по словам питерцев, в метро северной столицы по крайней мере на станциях "Автово" и "Hаpвская" имеются таблички с буквой "Д". Возможно, исторически они имели какое-либо отношение к вагонам типа Д, а вот теперь возле них останавливаются 6-вагонные составы линий 2 и 3, ночующие в электродепо "Автово".

В большинстве молодых метрополитенов, в частности, в нижегородском, никаких указателей нет вообще - за точным позиционированием поездов на станциях следит автоматика. У нас же за этим следят ревизоры... Примечательно, что для системы автоведения поезда норма отклонения - не более двух метров. А вот живых машинистов в столичной подземке начальство поставило в очень суровые условия: они должны останавливать поезда так, чтобы лобовина головного вагона лежала с полосатой планкой чуть ли не аккурат в одной плоскости. В киевском метро рейки не содержат цифр, свидетельствующих о составности поездов, и располагаются они чаще всего не на стене, а горизонтально на пути между рельсами.

В метро Петербурга, на станциях закрытого типа ("горизонтальный лифт"), требуется очень точное совмещение дверей вагонов и дверных проемов в стенах - допуск составляет десятки сантиметров. Такую прецизионную остановку ранее обеспечивали специальные автоматические синхронизирующие устройства, теперь же эта задача возложена на машинистов. В редких случаях, когда поезд по какой-то причине проезжает чуть дальше допустимой отметки, он дает задний ход! Больше нигде такого я не наблюдал.

"Лифты" интересны еще тем, что на стенах залов таких станций укреплены эдакие светофорчики, индицирующие текущее состояние дверей - открытое, если горит нижняя лампа или закрытое, если, соответственно, верхняя [фото].

Предыдущий рассказ | Оглавление раздела | Следующий рассказ