Метро не с первого взгляда [в начало]
Подвижной состав
Станции
Надписи и символы
Глобальное
Зеркало души
Культурный обмен
Сервисы
Пишите письма

ПАРАДНЫЕ ВОРОТА

Первый рубеж, возникающий на пути любого пассажира метро, - двери станционного вестибюля. Они выполняют высокую миссию грани, отделяющей суету городских улиц от легкой прохлады мраморных подземных дворцов, бесконечные заторы и замызганные тротуары от четкого графика движения и высоких скоростей.

В сталинскую эпоху и, "по инерции", в первые послесталинские годы, двери наземных вестибюлей выполнялись исключительно из дерева [фото]. В Москве и по сей день насчитывается несколько десятков станций, гостеприимно встречающих своих пассажиров шикарными лакированными деревянными дверьми со стеклами, инкрустированными в бронзовые рамы с замысловатыми орнаментами. Вероятно, последней такой станцией стала "Спортивная", открытая в 1959 году. Питеру повезло уже в значительно меньшей степени - двери из натурального дерева устанавливались только первые 6 лет существования метро в северной столице; прекратили такую практику после ввода в строй первой очереди Московско-Петроградской линии в 1961 году. С более молодыми советскими метрополитенами ситуация и вовсе печальная...

Как ни парадоксально, деревянные двери для вестибюлей станций метро изготавливаются и по сей день! Речь идет, естественно, о штучном производстве. В Москве новенькие лакированные створки можно наблюдать при входе в вестибюль станции "Александровский Сад", который незадолго до окончания XX столетия открыли после реставрации. А в Петербурге новые деревянные двери пришли на смену отслужившим свой век на станции "Технологический институт".

В разгар хрущевского времени, сопровождавшегося экономией, доведенной до абсурда, двери вестибюлей стали изготавливаться в виде огромной прямоугольной металлической рамы со вставленным в нее стеклом фактически во весь "рост" двери. Кстати, зачастую старые деревянные двери в высоту существенно больше новомодных металлостеклянных.

Поскольку открываться двери вестибюлей могут в любую сторону, ручек в классическом понимании на них не было. Вместо ручек устраивались тем или иным образом выделенные площадки для прикосновения рук - чтобы открыть дверь, достаточно слегка ее толкнуть. На деревянных дверях в местах для "рукоприкладства" предусматривались специальные прямоугольнички из непрозрачного оргстекла, в дверях же образца 60-х их роль стали выполнять выпуклые овальные "чечевицы" из металла [фото]. Такие двери в столице остались лишь на станции "Измайловская", и то в нерабочем состоянии.

В питерском метро аналогичные "чечевицы" были не металлическими, а пластмассовыми, и не овальными, а круглыми. Более того, с разрешенной для прохода стороны они были зелеными, а с противоположной стороны - красными. При этом питерские двери по конструкции были еще проще московских - никакой металлической рамы не было, дверь представляла собой монолитный лист толстого стекла с двумя угловыми стальными креплениями. В начале 2001 года подобные двери можно было застать на "Василеостровской" и на "Площади Восстания" со стороны выхода к Московскому вокзалу.

В еще более новых дверях, выпускаемых по сей день [фото], "чечевицы" заменены на толстые изогнутые металлические пластины с тем, чтобы между стеклом и такой пластиной оставался небольшой зазор, дабы дверь можно было не только толкнуть, но и притянуть на себя. Металлические рамы же снабжаются с наружной стороны резиновыми амортизирующими ободками.

В Екатеринбурге метро от улицы отделяют двери, идентичные современным московским из стекла и металла, но площадки для толкания, имеющие аналогичную же форму, тем не менее, изготовлены не из заурядных нержавейки или алюминиевого сплава, а из червленой стали, а более того, украшены затейливой кованой вязью.

На центральные станции скоростного трамвая в Волгограде ведут похожие двери, но только с лакироваными деревянными ручками.

Последняя питерская мода - легкие двери из металлопластика [фото]. Таковыми оснащаются самые новые станции петербургского метрополитена (в частности, станции Приморского радиуса, то есть, северного участка линии 4). Аналогичные двери кое-где пришли на смену устаревшим, например, на "Площади Ленина" в вестибюле, встроенном в здание Финляндского вокзала. Каждая такая дверь являет собой раму, разделенную посередине широкой горизонтальной перегородкой, с двумя стеклами.

Обычно на стекла дверей черной или белой краской наносят надписи такого содержания: "ВХОД", "НЕТ ВХОДА", "ВЫХОД", "НЕТ ВЫХОДА". С 2000 года в Москве вместо краски стали использовать наклейки с логотипом метрополитена и соответствующей случаю белой надписью на синем или красном фоне. Буквы в наклейках используются строчные, за исключением первых в каждой надписи; содержание призывов то же самое. Что касается Петербурга, то там, опять же в 2000 году, все надписи на дверных стеклах выполнили в новом стиле, большими буквами, под которыми нарисованы рамки, отмечающие места для рекламных наклеек.

В вестибюлях сравнительно новых станций в целях предотвращения сквозняка установлено по два ряда дверей, между которыми расположены отопительные установки. В теплое время года двери внутреннего ряда обычно снимают с петель, в результате чего на их месте остаются скучать только одинокие вертикальные перекладины.

Со стороны улицы вестибюли большинства станций петербургского метро оборудованы перпендикулярными дверям заграждениями для ограничения пассажиропотока у входа в метро, выполненными из стальных труб. Их почему-то чаще всего окрашивают в желтый цвет [фото]. Еще одна "хорошая" питерская традиция - закрывать в часы "пик" и на пассажиронапряженных станциях все двери, кроме одной или двух, для предотвращения чрезмерного скопления народа у турникетов и эскалаторов.

Никаких специальных ключей для запирания дверей вестибюлей нет - используется стандартная для метро трехгранка.

Предыдущий рассказ | Оглавление раздела | Следующий рассказ