Метро не с первого взгляда [в начало]
Подвижной состав
Станции
Надписи и символы
Глобальное
Зеркало души
Культурный обмен
Сервисы
Пишите письма

ДЕМАРКАЦИОННАЯ ЛИНИЯ

На всякой станции метро у края платформы имеется так или иначе выделенная "черта безопасности", пересечение которой пассажирами весьма нежелательно, если только на соответствующем пути не стоит поезд, гостеприимно распахнувший двери.

Статистика смертельных случаев, связанных с падением пассажиров с платформ станций, управлением московского метрополитена не ведется. Не ведется именно по причине многочисленности и обыденности таких ситуаций. В питерском же метро эти цифры отслеживаются, что дает повод звучать в вестибюлях станций и на эскалаторах весьма устрашающим объявлениям.

Но не будем о грустном... Ведь кому, если не нам, замечать эти отрезвляющие сознание ограничительные линии и акцентировать на них внимание! :-)

На станциях, где платформы замысловато украшены гранитом и мрамором, полосы безопасности выделялись теми же материалами, как правило, более светлых или же, напротив, более темных оттенков. Это в первую очередь касается, конечно же, монументальных станций сталинского времени, но подобной моде следует и большинство московских станций III этапа строительства, к коим относятся сравнительно новые (начиная ориентировочно с середины 70-х) станции, в разумных пропорциях сочетающие в себе эстетичность и функциональность.

Серые и однообразные станции хрущевского времени (представляющие, соответственно, II этап строительства) лишний раз подчеркивают свою безликость в особенностях оформления ограничительных линий. На платформах таких станций зона повышенной опасности в подавляющем большинстве случаев отмечена маленькими штампованными квадратными керамическими плитками, выложенными с шагом в несколько десятков сантиметров. (В 1999 - 2000 годах плиточные ограничители на некоторых "сороконожках", таких как "Волгоградский проспект" и "Кузьминки", заменили полированным гранитом, что выглядит несколько странным.) Примечательно, что фактически всегда край платформы параллелен диагоналям, а не сторонам этих желтовато-бежевых квадратиков.

Впрочем, ограничительные линии, выложенные такой плиткой, встречаются и на "сталинских" станциях. В петербургском метро в подземных дворцах, сооруженных в 80-е, можно наблюдать линии безопасности в виде полосок из медного сплава. На сравнительно новых станциях 80-х - 90-х встречаются полосы, выложенные мозаикой из разновеликих кусков камней различных цветов. А иные станции 60-х - 70-х отличаются аскетизмом, доведенным до крайности - "зона риска" там выделена жирной белой полосой, попросту проведенной краской.

До середины 80-х в метрополитене Киева можно было еще застать станции с асфальтированными платформами, где ограничительные линии были выполнены в виде квадратных керамических плиток. Теперь платформы всех станций отделаны гранитом, и плиточные ограничители ушли в небытие. Все они были заменены либо на непрерывные полосы из розового гранита, либо на последовательности мраморных кругов небольшого диаметра.

Что самое интересное, в первые годы существования московской станции метро "Текстильщики" (а на сегодняшний день она снискала себе славу одной из самых некрасивых станций столичной подземки - "сороконожка", стены коей вдобавок обшиты жуткими убийственно-серыми стеклокристаллитовыми панелями) ограничительные линии вдоль краев платформы там элегантно подсвечивались лампочками, зажигавшимися, к тому же, синхронно с процессом остановки поездов!

Станция "Университет" являлась одной из самых примечательных станций метро в Киеве. На ней в платформу были вмотированы светильники, которые включались за 30 секунд до прибытия поезда к платформе. Выключались лампочки только после полной остановки состава. К сожалению, сейчас этого великолепия уже нет...

Красивые красные лампочки, предназначавшиеся, впрочем, совсем для других целей, по утрам и вечерам освещают и поныне средний путь на огромной станции "Измайловский парк" в Москве [фото]. Поговаривают, что на этот путь некогда приезжал сам Сталин...

И хотя полы подземных залов станций в свое время щедро отделывали полированным гранитом, узкие зоны у самых краев платформ всегда нарочно выполняют гранитом грубой обработки, а иногда и просто заливают асфальтом - таким образом достигается искусственная "шершавость" приграничных областей платформ, способная сыграть известную роль в сохранении человеческой жизни. Зачастую в случаях использования асфальта зоны вблизи краев платформ слегка выделяются характерной выпуклой неровностью.

Предыдущий рассказ | Оглавление раздела | Следующий рассказ