Метро не с первого взгляда [в начало]
Подвижной состав
Станции
Надписи и символы
Глобальное
Зеркало души
Культурный обмен
Сервисы
Пишите письма

НОВЫЙ СВЕТ

В последние годы Правительство Москвы всерьез озаботилось жизнью родного метрополитена: в центре, например, нужно еще хорошенько поискать станцию, на которой не ремонтировался бы эскалатор. Ну да ладно, об эскалаторах мы еще успеем поговорить, а сей наш рассказ посвящен освещению (пардон за каламбур).

На многих станциях столичного метро, преимущественно в центре, недавно стали обновлять освещение. Где просто новые лампочки вкрутят взамен перегоревших, а где и светильники заменят целиком. Мой глаз, например, не очень радует замена ламп накаливания на люминесцентные лампы на таких станциях, как, например, "Охотный ряд" или "Площадь Революции" - эти подземные залы изначально не приспосабливались для столь яркого света, и темное, "полуинтимное" освещение им было больше к лицу. На мой взгляд, эти станции с приходом люминесцентного света потеряли свой домашний уют, стали какими-то слишком официальными, недоброжелательными...

Хотя, конечно, любое мнение субъективно. Машинистам, например, больше нравится, чтобы платформы были хорошо освещены.

Забавно отметить еще такой факт: на "Площади Революции", к примеру, сначала поменяли лампы лишь вдоль одной платформы - той, от которой поезда отправляются в сторону "Щелковской". Над платформой противоположного направления освещение было заменено значительно позже. А в центральном зале его менять, по всей видимости, не собираются вовсе - теперь станция, освещенная наполовину лампами накаливания, а наполовину люминесцентным светом, являет собой довольно колоритное зрелище :-)

Впрочем, не все так радостно, как можно подумать - размещение светильников на станции "Добрынинская", к примеру, производит такое же жалкое впечатление, как щербатости в ряду некогда крепких зубов во рту старика [фото]. Конечно же, эта станция не единственная в своем роде.

В хрущевские времена московское метро претерпело замены, которые иначе как преступными не назовешь. Один из примеров - роскошные люстры, украшавшие станцию "Киевская" Филевской линии, поменяли на совершенно безвкусные, пошлые осветприборы (язык не поворачивается наименовать их люстрами) в форме трехлучевых звезд из ничем не прикрытых U-образных люминесцентных ламп. В эпоху тотального помешательства на экономии и удешевлении пострадали и многие другие станции - "Автозаводская", "Измайловский парк"...

В киевском метро на станции "Дворец "Украина" (прежде - "Красноармейская") на момент открытия в 1984 году были установлены весьма необычные светильники - в центральном зале и над платформами под потолком по оси были укреплены пленочные цилиндры, на две трети покрытые отражающим слоем, а на одну треть остававшиеся молочно-белыми. В торцах этих "труб" находились излучатели. Зал и платформы были освещены ярко и равномерно по всей своей длине. Ныне же вместо этих оригинальных светильников поставили заурядные люминесцентные, и станция стала какой-то сумрачной. От ее прежнего нарядного, парадного вида не осталось и следа.

На открытой в последний день августа 2000 года станции "Улица академика Янгеля" впервые за всю историю московского метро для освещения центрального зала применены натриевые лампы, дающие характерный желтый свет, более близкий к солнечному спектру, нежели свет люминесцентых ламп [фото]. До этого натриевые лампы опробовались лишь во второстепенных помещениях, например, для освещения нового выхода на станции "Белорусская"-кольцевая. В метрополитене Санкт-Петербурга натриевые лампы установлены в центральных залах уже нескольких станций. А в Киеве на станции "Харьковская" на момент ее открытия в 1994 году также были использованы натриевые лампы, но сейчас их почему-то заменили на ртутные, дающие привычное белое холодное свечение.

Предыдущий рассказ | Оглавление раздела | Следующий рассказ