Метро не с первого взгляда [в начало]
Подвижной состав
Станции
Надписи и символы
Глобальное
Зеркало души
Культурный обмен
Сервисы
Пишите письма

ПЕРЕИМЕНОВАННЫЕ ДО ОТКРЫТИЯ

Вопреки распространенному мнению, станции переименовывают не только спустя годы после их ввода в эксплуатацию (смена курса, реформы, понимаешь :-)), но еще и до рождения.

У нас очень любят наносить на схемы строящиеся либо еще только проектируемые участки линий метро, вероятно, чтобы дать понять, что жизнь вовсю кипит, метро как строилось, так и строится, и т. д., и т. п. В результате в столичной подземке мы имеем в общей сложности, наверное, уже десятка с два (а то и поболее) переименований несостоявшихся станций. Новейшая история особенно богата такого рода примерами: "Алтуфьевская" - "Алтуфьево", "Шарикоподшипниковская" - "Дубровка", "Краснодонская" - "Братиславская", "Россошанская" - "Улица академика Янгеля", "Качалово" - "Бульвар Дмитрия Донского", "Промзона" - "Братеево" Замоскворецкой линии, "Братеево" Люблинской линии - "Борисово", "Борисово" (на один перегон южнее) - "Шипиловская", "Красногвардейская" Люблинской линии - "Зябликово", "Площадь Суворова" - "Суворовская площадь"... Это только самое первое, что приходит на ум.

Если копнуть глубже, скажем, затронув 70-е - 80-е, можно припомнить такие виртуальные трансформации, как, например, "Ростокинская" - "Ботанический сад", "Перово поле" - "Перово", "Красный маяк" - "Пражская".

Проектные названия, коим никогда не суждено было предстать перед очами пассажиров воплощенными в камне или отлитыми в металле, существовали и на самом раннем этапе. Старожилы вспомнят следующие метаморфозы: "Красноворотская" - "Красные Ворота", "Охотнорядская" - "Охотный ряд", "ЦПКиО" - "Парк культуры имени Горького", "МГУ имени Ломоносова" - "Университет".

Другие города тоже не лыком шиты. Столица братского славянского государства Украины радует таким набором переименований: "Улица Елены Телиги" - "Дорогожичи", "Львовская" - "Львовская брама"... В Питере имеем: "Тучков мост" - "Спортивная", "Красных Комиссаров" и "Веселый поселок" (аж два проектных названия) - "Улица Дыбенко", "Богатырский проспект" линии 2 - "Пионерская", "Богатырский проспект" линии 4 - "Комендантский проспект".

Самая главная в рассматриваемом аспекте достопримечательность минского метро - название "Московская". Так в проекте называлась станция, которая впоследствии была открыта как "Институт Культуры". Именем же "Московская" была награждена станция, нареченная проектным названием "Волгоградская". Вся соль в том, что теперешняя станция метро "Московская" и Московская улица находятся в противоположных концах города. Аналогичная ситуация со станцией "Могилевская" (прежде известной как "Социалистическая"), планирующейся к открытию в сентябре 2001 года. От нее до улицы Могилевская - что называется, "три лаптя по карте".

Другие примеры несостоявшихся станций метро в Минске: "Академическая" - "Академия наук", "Центральная площадь" - "Октябрьская", "Парк имени Челюскинцев" - "Парк Челюскинцев", "Проспект Пушкина" - "Пушкинская", "Минск-Восточный" - "Пролетарская", "Партизанский проспект" - "Партизанская", "Автозавод" - "Автозаводская".

Что касается ныне строящихся станций минского метро, эволюция их названий тоже проделала нелегкий путь. Сейчас на схемах строящихся линий после "Пушкинской" (конечной станции второй, Автозаводской ветки) значатся "Раковская", "Кунцевщина", "Каменная горка", а на схеме 1990-го года обозначены "Жудро", "Западная", "Кунцевщина" и "Красный бор". После "Института культуры" (эта станция сегодня венчает Московскую, первую линию) ныне обозначенная станция "Грушевская" некогда называлась "Щорса", а "Петровщина" была известна под именем "Гурского". В продолжении Московской линии после станции "Восток" было подкорректировано название станции "БПИ" - в связи с тем, что политехнический институт перепрофилировался в академию, проектируемая станция сменила имя на "БГПА".

В новосибирском метро нынешняя "Заельцовская" в проекте именовалась "Площадью Калинина", "Площадь Гарина-Михайловского" - "Вокзальной", а у станции "Маршала Покрышкина" было вообще множество проектных названий: "Ольги Жилиной", "Фрунзенская", "Покрышкинская", "Имени Покрышкина"... Что самое главное, реальных переименований в новосибирском метро никогда не было (хотя бытует ошибочное мнение, будто бы "Заельцовская" и в самом деле открывалась как "Площадь Калинина"). Новосибирск вообще славится своей толерантностью: с одной стороны, за весь период реформ здесь не было ни одного переименования городских объектов и ни один памятник деятелям социализма не был снесен, с другой же ни один объект, воздвигнутый после 1991 года, не был наречен просоветским именем.

Предыдущий рассказ | Оглавление раздела | Следующий рассказ