Метро не с первого взгляда [в начало]
Подвижной состав
Станции
Надписи и символы
Глобальное
Зеркало души
Культурный обмен
Сервисы
Пишите письма

ДО ПОКРАСНЕНИЯ В ОЧАХ,
ИЛИ ЗЕЛЕНЕНЬКИМ ОН БЫЛ

И снова о первых вагонах. Еще одна привлекательная особенность мест их остановки заключается в том, что над рампами (т. е. порталами) тоннелей там укрепляются специальные табло, непрерывно показывающие текущее время с точностью до секунды и время, прошедшее с момента отправления предыдущего состава со станции, тоже с точностью до секунды [фото]. Эти табло чрезвычайно важны для машинистов электропоездов, позволяя строго выдерживать график движения, предписанный диспетчером на линии. Да и для рядового пассажира они полезны - руководствуясь показаниями индикаторов, можно сверить свои часы и приблизительно прикинуть, через какое время придет следующий "голубой экспресс".

Сейчас в столичном метро уже не осталось часов старой конструкции, которые индицировали московское время и интервал движения с точностью в пять секунд (там цифры не скакали одна за другой, а высвечивались только значения, кратные 5 секундам). Такие индикаторы можно было видеть еще в середине 90-х на Таганско-Краснопресненской линии, в частности, на станции "Щукинская". Сегодня подобные табло можно застать в Волгограде на центральных станциях скоростного трамвая [фото] - их там целых шесть на всю систему. Еще часы, отсчитывающие время с точностью в 5 секунд, остались в Киеве на станциях Куреневско-Красноармейской линии метрополитена, причем матрицы их индикаторов набраны не из газоразрядных ламп, а из обыкновенных ламп накаливания.

В Москве же на станции "Александровский Сад" висят часы совсем уж странной конструкции - стрелочные, с часовой и минутной стрелками и красненькими лампочками напротив каждого из 12 делений циферблата. Эти лампочки, загораясь поочередно, заменяют секундную стрелку, обновляя показания каждые 5 секунд. Оные часы представлены двумя экземплярами - они висят над обоими путями с той стороны, куда поезда теперь не ходят. Возможно, оставшись "не у дел", невостребованные стрелочные индикаторы уцелели при тотальном внедрении цифровых табло.

Современные табло отсчета интервала обнуляются при пересечении тележкой головного вагона стыка рельсовой цепи (обычно на уровне выходного светофора). Изредка случается, что система не срабатывает, фактически игнорируя уходящий поезд, и тогда табло показывает уже двойной интервал. Кстати говоря, индикатор интервала способен отсчитывать не более 10 минут. Если поезд не приходит в течение этого срока, табло на различных станциях начинают вести себя по-разному. Кое-где цифры попросту исчезают, и на индикаторе остается лишь маленькая мерцающая точка - зыбкий признак надежды на то, что следующий поезд все-таки когда-нибудь придет. Иные табло по прошествии "крайнего срока" обнуляются, зацикливая отсчет по второму кругу.

Цифры в современных табло формируются при помощи матриц, составленных из газоразрядных ламп, имеющих в подавляющем большинстве случаев оранжевое свечение. Но вот на станциях "Маяковская", "Ясенево" и "Битцевский парк" московской подземки табло, укрепленные над въездами в тоннели, излучают более темный красный свет. Можно предположить, что последние две станции были снабжены такими табло с самого открытия, а вот на "Маяковской" они заменили старые оранжевые индикаторы совсем недавно, осенью 2000 года. А в Нижнем Новгороде почти половина всех табло - "красноглазые".

Обычно цифры, высвечивающиеся на индикаторах, имеют угловатые очертания, ибо для отображения каждой из них используется максимальное число лампочек, включая те, что расположены по краям матрицы. Но встречаются табло, высвечивающие цифры скругленной формы за счет неиспользования "крайних" ламп. На станциях Замоскворецкой линии московского метро с начала 2001 года в порядке плановой замены монтируют именно такие индикаторы.

Иногда можно наблюдать дублирующие табло меньших размеров с газоразрядными цифровыми индикаторами ярко-зеленого свечения, где каждая цифра формируется из 7 возможных сегментов (как в привычных всем и каждому индикаторах электронных часов). Подобные мини-табло укрепляются обычно сбоку от въездов в тоннели, а в ряде случаев и в самих тоннелях. Дублирование необходимо там, где машинисту не видно с рабочего места показаний основного табло. Обычно подобное встречается на тех линиях, где добавили восьмые вагоны и поезда при стоянке упираются "мордами" в рампу. На станции "Маяковская" московского метро по такому случаю до второй половины 2000 года были отключены основные, "большие" табло. А на "Тверской" их опустили ниже прежнего уровня, когда по линии курсировали семивагонные составы. Кстати, на Замоскворецкой линии наряду с основными табло заменяются на новые и дублирующие индикаторы - и теперь последние высвечивают цифры красного, а не зеленого, как было раньше, свечения.

В Питере на станциях типа "горизонтальный лифт" блоки часов и счетчика интервалов вплоть до 1999 года включительно можно было видеть прямо на стенах тоннелей, перед кабинами останавливающихся поездов, причем не перпендикулярно путям, а вдоль последних. Заметим, речь идет не о маленьких индикаторах с зелеными цифрами, а об обычных полноразмерных табло. Но это не означает, однако, что в центральных залах таких станций табло отменены - более того, там присутствуют по два общих индикатора времени (в каждом торце залов) и по четыре (!) табло, отсчитывающих интервалы движения поездов. Таким образом, на "горизонтальных лифтах" некогда было попросту невероятное количество часов - на каждой подобной станции четыре полных пары индикаторов и вдобавок еще два самостоятельных счетчика интервалов. Сейчас "больших" табло в тоннелях уже нет - вместо них смонтированы индикаторы уменьшенного размера, причем почему-то с правой стороны по ходу движения [фото].

На "нормальных" же станциях, как в Петербурге, так и в других городах, на каждую станцию положено по два полноразмерных табло: над обоими путями с противоположных сторон. Это удобно не только машинистам, но и пассажирам: по отношению к любой точке зала максимум на расстоянии половины длины платформы есть часы, благодаря которым можно узнать точное время. Но на трех московских метровокзалах ("Третьяковская", "Китай-Город" и "Каширская") и на одном питерском ("Технологический институт") в каждом из залов часы висят только в одном торце, что не слишком удобно. Зато на московской станции "Крылатское" три табло (над одним из путей укреплено два индикатора - над каждой рампой, правда, используется из них только один). Дело в том, что данная станция вляется конечной, но не имеет оборотного тупика: поезда прибывают из центра то на правый, то на левый путь, и оборачиваются по станции, попросту отправляясь в противоположную сторону. Возможно, принимаются во внимание еще и перспективы роста Филевской линии. На станции "Александровский Сад", работающей по похожей схеме, с "тупиковой" стороны установлены маленькие табло с зелеными цифрами. Кстати говоря, в зале "Александровского Сада", по всей видимости, смонтировано рекордное для столичной подземки число индикаторов, причем самых разнообразных видов [фото]. До недавнего времени четыре табло наблюдалось еще и на станции "Теплый Стан", в 1987 - 1990 годах бывшей конечной и функционировавшей на оборот опять же по принципу "Крылатского". Но впоследствии ненужные индикаторы сняли. На станции "Волжская" в настоящее время можно наблюдать три табло.

В Киеве на станции метро "Крещатик" над путем в сторону "Лисовой" висят два индикатора - один укреплен над рампой туннеля, а другой на эстакаде перехода на "Площадь Независимости".

В питерском метро для пущего слежения за графиком используются на вид невзрачные серо-зеленоватые коробочки устройств обратного отсчета времени, выделенного под стоянку на станции. Цифры в них формируются при помощи матрицы из лампочек. На сравнительно новых станциях линии 4 устройства обратного отсчета интегрированы с зеркалами [фото]. Примерно за 10 секунд до планируемого отправления в поезде включается автоинформатор, доносящий до зазевавшихся пассажиров грозное: "Осторожно, двери закрываются"...

Кстати, табло отсчета интервала в большинстве случаев находятся справа или снизу от индикаторов, показывающих время. Но Питер, как всегда, отличился и тут. На некоторых станциях метро Северной столицы, отвергнувшей старомодные московские обычаи, счетчики интервалов находятся слева, а порой и сверху, от часов (в особенности на линии 4).

Предыдущий рассказ | Оглавление раздела | Следующий рассказ