Метро не с первого взгляда [в начало]
Подвижной состав
Станции
Надписи и символы
Глобальное
Зеркало души
Культурный обмен
Сервисы
Пишите письма

ПОД СВОДАМИ ЭСКАЛАТОРНОГО ТОННЕЛЯ

Для подземных систем Москвы, Питера (в особенности) и Киева характерны станции глубокого залегания и, как следствие, длинные эскалатоные тоннели.

Кстати говоря, уклон эскалаторных тоннелей определяется стандартом в 30 градусов, и по длине тоннеля можно без труда определить ориентировочную глубину станции. Нужно попросту поделить длину пополам (живее вспоминайте загубленные в школе юношеские годы :-)).

Но речь не об этом. А о том, что своды эскалаторных тоннелей первых станций московского и питерского метрополитенов, как правило, равномерно покрывались белой штукатуркой и были гладкими, как яичная скорлупа [фото]. Есть, правда, станции, не вписывающиеся в это правило - например, в Москве на "Новокузнецкой" и "Электрозаводской" стены оформлены лепными орнаментами [фото]. В Питере же впоследствии зародилась своя мода - своды стали волнистыми [фото]. Эти самые волны зрительно вычерчивают на стенах тоннелей громадные нераномерно освещенные полукольца, отчего усиливается эффект перспективы.

На новых станциях в Москве (первой из которых была "Сухаревская", в девичестве "Колхозная") стали применять для обшивки сводов конструкции из алюминиевого сплава (вот уж этот алюминий!), и своды приобрели какой-то временный, слишком легкомысленный вид [фото].

Самое нетрадиционное оформление я подметил на эскалаторе перехода "Марксистская" - "Таганская"-кольцевая в столице. Его свод тоже волнистый, как и в Петербурге, но вот направление волн перпендикулярно питерским - они образуют продольные желоба [фото]. С претензией на некую схожесть с Питером отделан свод наклонного хода на станции "Дубровка" [фото], правда, перепады рельефа там существенно меньше классических питерских волн. (Надо сказать, что этот вид отделки использован для сводов подземных залов многих станций на Серпуховско-Тимирязевской и Люблинской линиях, но вот для наклонного хода он применяется впервые.) В самом же Петербурге весьма оригинальное оформление имеет эскалаторный тоннель станции "Чкаловская": светильники укреплены в нем не на балюстрадах, а непосредственно на своде [фото]. Похожая ситуация наблюдается также на станции "Лиговский проспект".

Предыдущий рассказ | Оглавление раздела | Следующий рассказ