Метро не с первого взгляда [в начало]
Подвижной состав
Станции
Надписи и символы
Глобальное
Зеркало души
Культурный обмен
Сервисы
Пишите письма

НЕ ПРИСЛОНЯТЬСЯ!

Особого внимания заслуживают надписи на стеклах вагонов, обращенные внутрь салонов. Ассортимент их крайне небогат, но фактов, историй и легенд, так или иначе связанных с ними, известно бесчисленное множество.

Для начала - о том, что, собственно, это за надписи. На каждом из стекол в створках раздвижных дверей начертано обычно следующее:

НЕ ПРИСЛОНЯТЬСЯ

Иногда, очень редко, встречается вариант:

НЕ ПРИКАСАТЬСЯ

На стеклах больших боковых окон, расположенных между проемами раздвижных дверей, можно наблюдать такие надписи:

МЕСТА
ДЛЯ ИНВАЛИДОВ, ЛИЦ
ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И
ПАССАЖИРОВ С ДЕТЬМИ

Здесь вариаций может быть больше. Самыми распространенными являются всевозможные перестановки слов "инвалидов", "лиц пожилого возраста" и "пассажиров с детьми", отчего суть, в общем-то, не меняется. В питерском метро лиц пожилого возраста почему-то не уважают - на стеклах упоминаются лишь пассажиры с детьми и инвалиды, причем именно в такой последовательности [фото].

В вагонах типа Е, где каждое из больших боковых окон рассечено вертикальной рамой на две половинки, приведенная надпись располагается в двух экземплярах, по обе стороны рамы.

Как правило, надписи наносятся на стекла белой краской (должно быть, потому, что белый цвет контрастирует с темнотой тоннеля; в наземном транспорте надписи на стеклах выполняются обычно черной краской).

В московском метро для нанесения рассматриваемых надписей используется как минимум три вида шрифтов. Все они рубленые. Самый красивый и интеллигентно выглядящий - контрастный (в нем толщина вертикальных и горизонтальных штрихов различается), встречается только в старых вагонах Е*, где стекла давно не заменялись. Чаще всего встречается нечто среднее - неконтрастный заметно сжатый шрифт, уже давно набивший оскомину своей трафаретной стандартностью. Но страшнее всего - надписи, нанесенные явно при помощи трафарета, более того, крайне небрежно. Буквы в них прерывистые, с подтеками краски. Такие можно встретить в вагонах 81-714.5М/717.5М выпуска последних лет и в других, недавно прошедших капитальный ремонт.

В метрополитене Санкт-Петербурга надписи в большинстве вагонов типов Е* и части "номерных" фактически ничем не отличаются от московских. В некоторых вагонах "классического" типа Е, работающих на линии 1 в качестве промежуточных, можно увидеть красивые надписи "Не прислоняться", выполненные шрифтом, напоминающим рукописный [фото]. Очень редко такие надписи встречаются в других вагонах Е*. Во всех "номерных" вагонах, приписанных к электродепо ТЧ-6 "Выборгское", обслуживающему сегодня преимущественно линию 4, а также в ряде таких вагонов, принадлежащих ТЧ-3 "Московское", эксплуатирующихся на линии 2, оформление надписей совсем другое. Сразу же бросается в глаза наличие округлой рамки. В частности, типичная надпись на стекле створки дверей выглядят так: "НЕ прислоняться" (слово "НЕ" начертано прописными буквами, все остальное - строчными; шрифт рубленый и слегка сжатый), а рамка со скругленными краями обрамляет всю надпись, прерываясь в верхней части, предоставляя простор штрихам буквы "Н". В нижней части с рамкой почти сливается длинный вертикальный штрих буквы "р" [фото].

В рассказе "Судьбы вагонов" мы уже упоминали тот факт, что в московское метро был передан состав из Ереванского метро, в вагонах которого можно было в течение нескольких месяцев наблюдать надписи, сделанные на армянском языке. А в Питере в последнее время взяли моду вместо нанесения надписей краской непосредственно на стекла использовать наклейки из прозрачной пленки.

Наклейки эти выглядят весьма оригинально. На стеклах створок раздвижных дверей наклеивается пленка с надписью "НЕ прислоняться", обрамленной непрерывной прямоугольной рамкой белого цвета. Буквы "НЕ" начертаны крупным белым шрифтом с жирным красным ободком, слово "прислоняться" - более мелким белым, без ободка, причем литера "о" выполнена в виде круглого дорожного знака, известного в среде автолюбителей как "кирпич". Правда, авторы дизайнерской идеи обсуждаемой наклейки, вероятно, никогда не видели Правил дорожного движения - красный и белый цвета в запрещающем знаке поменяли местами [фото].

Надпись "Места для пассажиров с детьми и инвалидов" (это ее дословный текст) реализована в наклейках следующим образом: белая рамка и ничем не выделяющаяся белая же надпись, в нижней части справа - красный значок с тонкой белой рамкой, изображающий белое кресло с красным крестом, слева - опять же значок с креслом, но в оном восседает пассажир с ребенком. В середине зачем-то фигурирует красная стрелка с тонким белым ободком. Следует отметить, что за недолгое время эволюции таких наклеек их форма успела со строго прямоугольной поменяться на скругленную (по-видимому, дабы было труднее отодрать от стекла); успел слегка видоизмениться и шрифт надписи. Кстати, изначально все эти изыскания пытались воплотить в краске - на линии 2 наблюдался вагон, избранные стекла коего были расписаны подобным образом без привлечения самоклеящейся пленки :-)

Надпись "Места для..." в каждом вагоне присутствует не на всех стеклах. В Москве до 1997 года лицам пожилого возраста, пассажирам с детьми и инвалидам предлагалось занимать в вагоне два ряда сидений, размещенных вдоль взаимно противоположных его стен под большими боковыми окнами ближе к одному из торцов салона. Но с подачи столичных властей перечисленным категориям граждан было выделено уже три подряд идущих скамейки под каждым из "междверных" окон с одной стороны вагона. Правда, на надписи об особом статусе тех или иных мест, похоже, все равно никто не обращает ни малейшего внимания. Здоровые без зазрения совести садятся на места для инвалидов, а сварливые старушки сгоняют молодежь с обычных мест.

На надписи "Не прислоняться" тоже мало кто акцентирует внимание. Хотя при нынешнем состоянии техники и невыносимом для нормального человека графике работы машинистов следовало бы. В поездах Кольцевой линии московского метро двери то и дело отказывают (там работают одни из самых первых "номерных" вагонов; в настоящее время их активно подвергают капремонту), но в "714-х" и "717-х" есть хотя бы лампы сигнализации дверей. А на Филевской ветке, обслуживаемой допотопными вагончиками Е*, я один раз ехал целый перегон в вагоне, где одна пара створок раздвижных дверей была распахнута настежь... Недосып машинистов же может привести к тому, что по прибытии на станцию в поезде откроются двери со стороны, противоположной платформе. Для профилактики подобных случаев на "Китай-Городе", например, между рельсами на пути, по которому поезда Калужско-Рижской линии следуют в сторону "Битцевского парка", укреплена табличка с памяткой: "Двери справа" [фото]. А на аналогичной по устройству станции "Технологический институт" в Петербурге памятки с тем же содержанием зафиксированы на зеркалах у мест остановок первых вагонов поездов, следующих по линии 2 в направлении от центра города и по линии 1 в сторону центра. В Киеве же в торце станции "Днепр" установлен светящийся в темное время суток плафон с надписью "Дверi праворуч" [фото].

Одно из любимых занятий недалеких пассажиров наших бедных метрополитенов - искажение надписей на стеклах окон вагонов путем удаления некоторых букв либо фрагментов последних. Образцы метаморфоз приведены на сайте "Галерея работ антиГРАФФИТИ".

Порой надписи на стеклах вагонов наносятся не только для нерадивых пассажиров, но и для машинистов электропоездов. В частности, в электродепо "Дарница" киевского метрополитена обитает вагон Д, на лобовом стекле коего начертано грозное предупреждение:

МАШИНИСТ!
ПРОЕЗД ЗАПРЕЩАЮЩЕГО СИГНАЛА
ЯВЛЯЕТСЯ ТЯГЧАЙШИМ
НАРУШЕНИЕМ ДИСЦИПЛИНЫ.

Милости просим взглянуть на этот шедевр в реале [фото]. Надпись обращена, естественно, внутрь кабины, так что в целях удобочитаемости кадр, снятый с внешней стороны, пришлось горизонтально отразить.

Предупреждения подобного рода фигурируют и в новых вагонах, курсирующих по линиям и по сей день, но слово "дисциплина", как правило, заменяется на "безопасность движения", а сами надписи наносятся в более укромных местах.

Предыдущий рассказ | Оглавление раздела | Следующий рассказ