Метро не с первого взгляда [в начало]
Подвижной состав
Станции
Надписи и символы
Глобальное
Зеркало души
Культурный обмен
Сервисы
Пишите письма


Rambler's Top100

МЕТРО В RGB

Довольно интересный объект для исследования в метро - это схемы, развешенные в вагонах и в вестибюлях станций. В различных городах бывшего Союза существует бездонное море стилей оформления схем метрополитена. В одной только Москве за всю историю столичной подземки их сменилось никак не меньше десятка (речь идет только об официальных схемах, что уж там до всяких самопальных экземпляров в ежедневниках, блокнотах, рекламных буклетах).

Есть даже схемы (например, в Питере, в переходе между двумя залами станции "Технологический институт"), воплощенные в металле на мраморных стенах, теперь уже, впрочем, выполняющие скорее роль художественного украшения станций, поскольку обновлением этих произведений давно уже никто, похоже, не занимается, особенно в наше нелегкое время [фото]. В середине восьмидесятых и в Москве, в наземном вестибюле станции "Октябрьская"-радиальная, пассажиров встречала "монументальная" схема, выполненная из стекла. До открытия "Чеховской" она худо-бедно обновлялась, но впоследствии на поддержку, похоже, плюнули, и этот шедевр сменила обычная бумажная схема.

Несмотря на разнообразие, есть у всех схем метро бывшего СССР, тем не менее, одна общая черта. Первая линия на каждой из них исторически выделялась красным цветом, вторая (естественно, при наличии таковой) - зеленым или синим, а третья - соответственно, синим или зеленым. В Нижнем Новгороде недавно поставили все с ног на голову - красной стала почему-то вторая (Сормовская) линия, синий же перешел к первой (Автозаводской), но в целом сочетание RGB для первых трех линий неукоснительно соблюдается всюду.

А вот дальше начинается хаос. Метрополитенов с числом линий больше трех на пространствах почившей сверхдержавы всего два - в Москве и Питере. Четвертая (и пока, к сожалению, последняя) ветка на схеме метро северной столицы имеет желтый цвет, а в Москве желтый используется только лишь для восьмой по номеру линии. За четвертой закреплен голубой, далее же следуют цвета, полученные вообще непонятно каким образом - коричневый, оранжевый и сиреневый. Девятой линии поставлен в соответствие серый цвет, десятая выкрашена в ядовито-салатовый. Интересно, какими соображениями руководствовались при выборе этих оттенков? Можно еще понять, почему для одиннадцатой, Каховской ветки, отпочковавшейся в начале 90-х от Замоскворецкой, применен эдакий морской оттенок - он близок зеленому цвету линии-прародительницы, но вот что касается остальных...

Занятно отметить, что в киевском подземелье в начале 80-х встречались схемы метро с пятью (!) линиями, из которых реально существующими были только две, а остальные отражали текущее и перспективное строительство, а также планы на отдаленное будущее. Так вот, в этих самых планах значилась четвертая (Подольско-Выгуровская) линия, находящаяся в планах и поныне. Она имела на схеме коричневый цвет. Пятая планировавшаяся ветка (Приднепровская) была окрашена в оранжевый. Ныне ее заменил скоростной трамвай. Кстати, похожая ситуация наблюдается сейчас в Екатеринбурге: тамошнее метро состоит, как известно, всего-навсего из одной ветки о шести станциях, зато в вагонах висят схемы с тремя линиями и тридцатью станциями. Если очень долго вглядываться, то можно заметить, что несуществующие линии обозначены прерывисто. Не беда, что строится из всего этого великолепия дай Бог один перегон - зато схема производит сногсшибательное впечатление.

Сразу после открытия первой очереди метрополитена в Минске над створками автоматических раздвижных дверей в вагонах были наклеены схемы введенной в строй линии, где последняя изображалась красным цветом. Но на перспективных схемах метрополитена, развешенных в вагонах, уже существовавшая к тому времени Московская линия была показана синим, а Автозаводская, еще только строившаяся, обладала каким-то не совсем внятным коричневато-бежевым оттенком. После фактического открытия второй линии "наддверные" схемы на новой ветке первоначально являли собой странноватые творения в стиле абстракционизма: на них были нанесены почти вертикальные (с небольшим наклоном) черные названия станций, разделенные чертами. В середине 90-х, надо полагать, "молодежный период" у минского метро закончился, и первая линия, согласно всесоюзным традициям, стала красной, а вторая - синей, правда, только на общих схемах метрополитена. Но вот полосы, укрепленные над дверьми вагонов, на Московской линии такие же синие, как и на Автозаводской. Переход на другую линию в обоих случаях обозначается красным.

А названия линий... Это просто песня. Замоскворецкая линия в Москве проходит отнюдь не только в Замоскворечье, на Арбатско-Покровской ветке, похоже, теперь уже вряд ли когда-нибудь появится станция "Покровские Ворота", на Калининской никогда в жизни не было станции, связанной с именем соответствующего революционного деятеля, а как правильно произносить название Серпуховско-Тимирязевской ветки (на каком слоге, в частности, ставить ударение), для меня навсегда останется загадкой. В Питере бывшая Правобережная линия с тем же успехом могла бы называться Левобережной - во всяком случае, центральные ее станции находятся именно на левом берегу Невы, а в Нижнем Новгороде Сормовская линия еще пока не дотянулась до Сормова.

Не меньший интерес представляет метрополитеновская символика. Эмблемой подавляющего числа подземных систем бывшего Союза является так или иначе стилизованная буква "М". В Петербурге она имеет, прямо скажем, весьма необычные округлые очертания - питерцы уверяют, что контур литеры якобы повторяет форму портала тоннеля (хотя на тамошних жетончиках сия магическая буква отчеканена в более традиционном стиле - спрашивается, где же единственно правильный вариант?). В Москве за все время развития метрополитена существовало совершенно неописуемое количество вариантов начертания буквы "М", но официальная эмблема, по утверждению знающих людей, не изменялась с самого 1935 года (если не учитывать тот факт, что несколько позже вокруг литеры появился синий ободок, опять же, аппроксимирующий контур рампы тоннеля). Первоначальный вариант предложил С. М. Кравец, являвшийся в суровые 30-е Главным архитектором Московского метрополитена. В визуале нашего сайта использован один из достаточно часто встречавшихся в ранние советские времена видов символа метро. На бесконтактной транспортной карте московского студента можно лицезреть аж два варианта эмблемы: в левом нижнем углу размещена самая что ни на есть официальная (закроем глаза на качество ее исполнения - буква "М" слишком высока сама по себе, и вдобавок шибко высоко витает в облаках), а справа посередине - "вольнодумная" объемная, выполненная в виде голограммы [скан].

Литера "М" в логотипе московского метро красная, такой же призывный цвет используется и во многих других городах, например, в Нижнем и в Новосибирске. Московский "порталовидный" ободок имеет синий цвет, однако, по всей видимости, является не таким уж и обязательным атрибутом - его можно встретить, например, на схемах, разнообразных рекламных плакатах и официальных документах, но никакого подобия упомянутого обрамления никогда не увидишь в более монументальном виде, выполненным в камне или металле. В Питере же логотип синий, а в Киеве - зеленый (как видите, сочетание RGB прослеживается и в более глобальном плане - для эмблем первых трех метрополитенов Союза :-)).

При открытии метрополитена в Свердловске (ныне Екатеринбург) тема выбора цвета буквы "М" для логотипа обсуждалась в местной печати. В итоге победу одержал оранжевый цвет, что даже было объяснено некоей обусловленностью региональной спецификой.

Впечатляет разнообразием стиль исполнения эмблем метро над (перед, около и т. д.) входами в вестибюли. Так, в Москве чаще всего применяются металлические листы серебристого цвета в виде той самой буквы [фото], обрамленные гибкими трубками со светодиодами внутри - это так называемый "дюралайт". Его используют самые дешевые заведения мира как недорогую альтернативу неоновым лампам. Грустно, что такой путь был избран московским метро, уникальнейшим сооружением планеты... А ведь раньше в светящихся литерах "М", украшавших входы на станции, использовался именно неон. Над вестибюлями главных станций горели большущие красные буквы, в которых неоновые лампы изгибались столь причудливым образом, что соблюдались даже засечки, полагавшиеся в соответствии с официальным вариантом логотипа [фото]. Этот уникальный снимок прислал автор легендарного проекта "Московское метро", известный ценитель красоты и первый дизайнер русской части веба Артемий Лебедев. Одну из старых добрых гигантских литер можно до сих пор увидеть над входом в южный вестибюль станции метро "Динамо", правда, неоновых ламп там уже давно след простыл... Другой образец былого великолепия сохранился над наземным вестибюлем "Арбатской"-мелкой.

Более поздние неоновые эмблемы, применявшиеся преимущественно на окраинных станциях и в особенности там, где входы в метро совмещены с подуличными переходами (при этом литеры укреплялись на особых столбиках), были уже гораздо скромнее. Во всяком случае, засечек в них не наблюдалось. Современные, "дюралайтовые" буквы также начисто лишены засечек.

Наземные вестибюли в известной мере "экспериментальных" станций первой очереди строительства московского метрополитена всей своей архитектурой подчеркивали причастность к метро. Само это слово, воплощенное в камне, стало неизменным атрибутом вестибюлей многих первых станций. В ряду таковых по сей день фигурируют "Красносельская", "Чистые пруды" [фото], "Библиотека имени Ленина" (тот вестибюль, что формально закреплен за "Боровицкой"), "Арбатская"-мелкая [фото]. Кстати говоря, стиль исполнения надписи "МЕТРО" в визуале нашего сайта был позаимствован именно у наземного вестибюля "Арбатской".

Сегодня перед большинством входов в подземку можно видеть убогие сооружения из четырех освещаемых изнутри плоских коробов жуткой сиреневой раскраски с закругленными краями и прозрачными стенками с обеих сторон. В самый нижний короб вставлены схема метро и план родного города с наложением линий метрополитена, в тот, что повыше (такого же размера) - разного рода рекламная продукция. Третий короб, поменьше ростом, несет информацию о том, что, собственно, за станция такая, а всю конструкцию венчает четвертый короб, имеющий ту самую "тоннелевидную" форму, куда вписана эмблема метро. Буква "М" здесь уже снабжена засечками. Напечатать на бумаге, конечно же, проще, чем воплотить в металле. Даже синий ободок не поленились изобразить, правда, какой-то он уж совсем тонкий, худосочный получился... В общем, как бы то ни было, но в старые добрые времена (взять хотя бы 80-е) официальный логотип метро смотрелся несравненно лучше - все отношения выдерживались куда более строго и продуманно. Сегодняшние полудистрофичные засечки буквы "М" на фоне ободка переменных пропорций производят удручающее впечатление...

В Киеве над вестибюлями более-менее ранних станций метрополитена буква "М" представляет собой металлический щиток соответствующей конфигурации, но уже выкрашенный в зеленый цвет, обрамленный неоновой лампой опять же зеленого свечения. В большинстве случаев эти буквы сравнительно небольшие, без засечек, но над входами на станции, сооруженные до 1965 года, возвышаются огромные литеры с засечками, до боли похожие на те старые добрые "раритетные" логотипы, что еще пяток-другой лет можно было застать в Москве [фото], с той лишь разницей, что неоновая лампа горит не красным, а мягким, благородным и успокаивающим зеленым светом. Вестибюли более поздних станций оснащены "путеводной звездой" в виде плафона с нанесенной зеленой буквой "М". А над входом на станцию "Дарница" была замечена неоновая литера "М" совсем уже оригинального исполнения: металлический щиток, на котором укреплена неоновая лампа, имеет форму буквы с ярко выраженными засечками, тогда как сама лампа эти самые засечки начисто игнорирует - должно быть, ей лень было причудливо изгибаться ради точного повторения контура щитка [фото] :-)

Питер постигла такая же "дюралайтовая" участь, как и Москву [фото]. Еще совсем недавно над вестибюлями относительно старых станций можно было видеть приятный синеватый неоновый свет, но это, увы, уже в прошлом. Кстати, как и в Москве, перед вестибюлями почти всех станций петербургского метро установлены рекламные тумбы, увенчанные литерами "М", правда, совсем иного начертания, с прямыми, незакругленными штрихами [фото].

Над вестибюлями станций метро "Кировская" и "Юнгородок" в Самаре водружены бело-красные плафоны в форме литер "М", причем весьма внушительных размеров [фото]. Вестибюли всех остальных станций являются совмещенными с подуличными переходами. Там над входами в метро смонтированы плафоны в форме треугольной призмы. На каждой грани - красная буква "М". Фон вокруг литеры может быть черным [фото] или белым. На "Гагаринской", например, два разных плафона над входами одного и того же перехода обладают различными цветами фона :-)

В Баку над вестибюлями некоторых станций метро, например, "Низами", можно увидеть громадные красные щиты в форме литер "М". Конфигурация засечек в каждом из таких логотипов несколько отличается от московской "классики" - засечки присутствуют лишь с внешних сторон штрихов буквы [фото]. А перед входами в вестибюли бакинских станций метро установлены рекламно-информационные тумбы, до безобразия напоминающие своим видом аналогичные в Москве [фото].

Предыдущий рассказ | Оглавление раздела | Следующий рассказ